Безударные гласные в корне слова

Разделы: Начальная школа


Система обучения учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методических положений:

Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.

Орфографический навык, как и любой другой, - это "автоматизированные компоненты". Для автоматизации "компонентов" нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить "процесс свертывания умственной деятельности".

"Сознательная деятельность" осуществляется на основе правил и правильного их применения. Применение же правил означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному выполнению задания. Таким образом, чтобы решать орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции - "шаги":

  • "ориентировочный", предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;
  • если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;
  • если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы безударный гласный находился под ударением;
  • если безударный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.

Надо требовать от детей объяснения орфограмм при восприятии текста на слух и до написания слов, так как "для орфографических целей совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы распознавать морфемы и грамматические категории".

Прием списывания как средство формирования орфографического навыка

Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие для нас прежде всего состоит в том, чтобы научить видеть орфограммы, т.е. ставить орфографическую задачу, и научиться ее решать. Способы различные:

а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма;

б) если орфограмма не поддается проверке, можно воспользоваться словарем;

в) можно написать орфограмму по памяти.

Последний способ письма - несомненно, самый удобный и быстрый в применении, ибо написать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или справиться о его написании в словаре. Тренировке письма по памяти приходится лишь небольшая часть учебного времени, посвященная, главным образом, заучиванию так называемых "словарных" слов. Между тем, чтобы "образы слов" у ребенка стали действительно "прочными" и чтобы запас этих слов был как можно богаче, "необходимо возможно больше упражнений в правильном письме", и первым и важнейшим из таких упражнений является списывание, так как искусство правописания заключается "в глазу и руке". (Д.Ушаков).

Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний и лишь систематические упражнения в списывании помогут младшим школьникам самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем. А.Р.Лурия, анализируя психофизиологические особенности письма, подчеркивал, что ученик никогда не пишет "молча", он "проговаривает каждое слово". Так способ произнесения слов, согласно их правильному написанию, еще в период становления методики обучения как науки, зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. Причем важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Для того, чтобы ученик понял, что "списывает", в первую очередь нужно, чтобы он познакомился со списываемым предложением, понял его смысл. Следовательно, первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком; естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически. Второй этап должен заключаться в активной орфографической ориентировке, т.е. цель его - обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения. На третьем этапе ребенку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чем ему поможет орфографическая самодиктовка вслух. Учить ребенка выделять в словах все орфограммы подчеркиванием, затем прочитывать предложение орфографически, затем повторить его, не глядя в текст, ученику будет гораздо легче, ибо действие это уже станет осмысленным. После этого остается лишь осуществить действия самоконтроля - проверка и сравнение с образцом.

Алгоритм списывания:

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст, начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Можно организовать домашнее списывание, например, предложить детям выписать из любимых книг наиболее удачные, понравившиеся им места, затем в классе дети обмениваются прочтением записанного, что создает своеобразную мотивацию такого вида упражнения.

Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок

Предупреждение орфографических ошибок - одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Уже в период обучения грамоте требуем, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ, и записывая, проговаривали по слогам. С первых учебных дней знакомим с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. Перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова. Особенно часто применяем на уроках комментирования, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Учим детей работе над ошибками, чтобы все дети работали и она давала положительные результаты, применяем индивидуальные задания. У каждого ребенка есть "памятка" по работе над ошибками. Те ученики, которые успешно справляются с работами, получают задания, способствующие углублению и расширению знаний по теме. В третьем классе ошибки в словах на пройденные правила не исправляем, а на полях ставим палочку, ученик принимается за поиск ошибок, если не может найти ошибку сам, ему помогает консультант, или ученик ищет правило в учебнике. Затем это слово выписывает внизу, подчеркивает ошибочно написанную букву и приписывает проверочное слово.

Применяем карточки:

I. "Установи соответствие"

стр... на и
м...сты е
ст...на а
п...сьмо а
з:мля о

II. "Расположи слова в два столбика"

(р:бота, з:ма, гр:за, л:пата, п:суда, сн:говик).

III. "Отгадай кроссворд".

1. Барабан, сарафан, караван, банан, сазан.

2. Кролик, коржик, коврик, козлик, ключик.

3. Таракан, барабан, караван, каравай, сарафан.

В пустые клетки вписать буквы.

Что скажите о получившихся словах.

Распределите имена существительные на две группы.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами, целесообразно использовать кроссворд.

2. Эти люди любят труд, их крестьянами зовут. Назови скорее место, где они живут. (деревня)

3. Это слово очень скромно, а значение огромно: предприятие большое и станки промышленные. (завод)

1. Зверь огромный, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (медведь)

  1. Здесь Кремль, здесь Воробьевы горы, есть цирк и даже целых два. Большой, большой красивый город, столица Родины ... (Москва)
  2. Не разнять никак щенков: каждый - забияка. Усмирить таких сынков может лишь... (собака)
  3. В тайны физики проник этот умный... (ученик)
  4. Этот человек невежда, хоть опрятная... (одежда)
  5. По горизонтали - общее название следующих предметов: стакан, блюдце, тарелка, (посуда)

V. Игра "Кто больше подберет рифм к словам?" Ребенок, лужок, синичка, теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, кружок, прыжок, певичка, невеличка, птичка.

VI. Напиши текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.

Змйио.

На дврое хлдноои. Снге пкрлоы змлею. Мрзооо рзрсвлаиоа стклёа, змслвгаыоаыо зрмуоаи. Врбьоои пргтыаю по зснжннмаееы држкмооа. Глднооо им змйио.

В упражнении : - т:гренок,

: - сл:ненок

ученик должен сначала определить, от какого слова образовано данное, в какой морфеме находится безударный гласный, подобрать проверочное слово, определить искомую гласную.

VII. С большим удовольствием дети выполняют упражнения, когда надо из нескольких проверочных слов выбрать подходящее: уд:вительно (диво, дева),

м...нять (мина, замена),

л...пить (липкий, лепка).

Опыт работы со словом помогает детям безошибочно определить значение слова и подобрать однокоренное проверочное.

VIII. Собрать буквы в слова, слова в предложения:

П О УТ Р
С Д СЙ
ИЬ- ДЕ А ЧИ
М О Е
О Ж Н

Письмо - одежда устной речи.

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припишите проверочное.

После дождя пахнет в лису грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

IX. Применяем элементы программированного обучения. Одним из этих элементов является алгоритмизация учебного процесса. В работе орфографии это особенно важно: подавляющее число правил правописания не содержит рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, а отсюда и разрыв между знанием правил и умением ими пользоваться. Облегчить учащимся применение правил при письме и призвано использование алгоритма. Алгоритм - это "инструкция", предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. При подготовке к изучению материала он делится на "порции", части, шаги. Например, выделить ударный слог - это один шаг и т.д. Дается такой алгоритм по теме:

  • 1 шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если это я, а, о, и, е - нужно проверять; если у,ы,ю - проверять не надо.
  • 2 шаг. Подбери проверочное слово, измени его так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделите ударный слог.
  • 3 шаг. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверьте написанное.

Алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким:

  1. Выяснить значение слова.
  2. Поставить в слове ударение и выделить безударные гласные.
  3. Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень.
  4. Подобрать больше однокоренных слов, поставить в них ударения.
  5. Выбрать из однокоренных слов проверочные, т.е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.
  6. Объяснить написание безударного гласного.

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением

В начальном курсе грамматики основными являются следующие знания и умения:

а) различение гласных и согласных звуков, правильное их произношение и написание;

б) соблюдение графических правил - ча/ща, чу/щу, жи/ши, способы обозначения мягких согласных, употребление ъ и ь знаков, перенос слова;

в) употребление заглавных букв;

г) различение ударных и безударных звуков в слове, правописание безударных гласных корня приставок...

д) различение парных звонких и глухих согласных,

е) различение значимых частей слова;

ж) различение приставок и предлогов;

з) установление связи слов в предложении;

и) различение частей речи и их основных грамматических категорий;

к) различение главных и второстепенных членов предложения;

л) умение различать написания, определяемые словарем, и правильно их писать.

Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении их не может быть никаких правил. Поэтому методика обучения их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого слова надо запомнить.

Обучение орфографии словарных слов должно носить осмысленный характер: грамматическая форма слова (его написание} должна увязываться со смысловым значением его.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся:

  • учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия;
  • учит делать выводы и обобщения.

Методы и приемы обучения орфографии на уроках русского языка

Методика обучения правописания предусматривает применение трех методов обучения:

а) метод языкового анализа и синтеза;

б) метод запоминания, заучивания, или иммитативный метод;

в) метод решения грамматике - орфографических задач. Выбор метода и приема зависит:

- от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;

- от психолого-физиологических фактов усвоения материала;

- от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного материала.

Метод решения орфографических задач

Этот метод тесно связан с методом языкового анализа, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Ход рассуждения, последовательность мыслительных операций при решении орфографических задач до процесса свертывания алгоритма способствует развитию у детей логического мышления, осознанному подходу их к изучению орфограмм. Используем в своей работе алгоритм решения орфографической задачи.

  1. Определи место, где возникла орфографическая задача.
  2. Определи, к какой группе правил относится орфограмма.
  3. Установи, какую букву надо проверить: гласную или согласную.
  4. Определи в слове ударение.
  5. Определи, проверяемая или непроверяемая гласная.
  6. Напиши слово в соответствии с правилом.
  7. Используй "Словарь".

Метод запоминания (иммитативный)

Предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания).

Приемы работы над словами, не проверяемыми правилами

1. Списывание.

Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. Использую в своей работе два вида списывания: простое и сложное.

В первом случае перед учеником одна задача - воспроизвести без ошибок готовый текст, или серию слов. Во втором - списывание предшествует выполнению того или иного задания (грамматического или орфографического).

На уроках русского языка дети используют оба вида списывания слов из "Словаря". При такой работе учащиеся пользуются алгоритмом списывания.

Алгоритм списывания.

  • 1 шаг - Прочитай слово и повтори его по памяти.
  • 2 шаг - Прочитай слово еще раз так, как оно написано.
  • 3 шаг - Пиши, диктуя себе так, как читал.
  • 4 шаг - Проверь написанное, прочитывая слово так, как оно написано.
  • 5 шаг - Подчеркни орфограммы в написанном.

2. Различные виды словарно-орфографических упражнений.

Данная работа способствует развитию умения определять орфограммы в словах, формирует соответствующие графические и фонетические знания учащихся, развивает орфографическую зоркость и речь учащихся.

3. Использование плакатов и других средств наглядности.

Они позволяют развивать зрительную память, что способствует прочному запоминанию. В своей работе использую:

а) сюжетные картинки; каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с безударной гласной: о, е, а, я, и.

б) эйдические карточки; это предметные картинки, по которым учащиеся находят взаимосвязь со словарным словом.

В этом случае у ученика работает ассоциативное мышление.

в) словарные слова, написанные на плакате, с пропущенными безударными гласными;

г) словарная работа по картине.

4. Использование кроссвордов, загадок, ребусов, игр:

а) кроссворды - помогают повысить грамотность учащихся, развивают интерес к предмету, активизируют их внимание, дают возможность разнообразить урок;

б) загадка - средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся; обогащает память детей, упражняет в развитии орфографической зоркости;

в) ребус - способствует самостоятельному развитию мышления, сообразительности, воображения;

г) игра обучает, дает новые знания, требует от ученика сообразительности, внимания, развивает воображение, учит быстро находить правильное решение.

5. Использование скороговорок, пословиц и поговорок:

а) скороговорки - помогают детям развивать фонетический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься - получится другое слово, будет непонятно, о чем говорится;

б) пословицы и поговорки - сокровищница русской народной речи и народной мудрости; они кратки, выразительны, легко запоминаются.

6. Применение карточек и перфокарт.

Индивидуальные карточки и перфокарты позволяют анализировать знания учащимися словарных слов и в зависимости от этого, строить свою дальнейшую работу.

7. Тесты. Работа с тестом.

Тест - один из самых удобных видов проверки знаний учащихся. Его применение начинаю с первого класса. Он позволяет видеть знания учащихся не только словарных слов, но и знание орфограмм в целом.

8. Самостоятельная работа.

Нами разработаны упражнения для самостоятельной работы с использованием "Словаря". Цель: совершенствование знаний и умений учащихся по русскому языку в процессе самостоятельной работы.

9. Работа в парах.

Этот вид работы очень нравится учащимся. Учитель комментирует словарные слова, каждый ученик записывает их самостоятельно. А далее дети меняются тетрадями и проверяют работу своего партнера, пользуются "Словарями". После чего проводится оценивание, итог работы. Его можно провести фронтально или любая пара выходит к доске, анализируя проверенную работу.

10 . Самоконтроль. Использование карты самоконтроля позволяет ученику объективно оценить свои знания словарных слов.

Словарно-орфографическая работа на уроках чтения

Почти в каждом тексте "Живого слова" встречаются слова, значения которых учащимся неизвестно. Эти слова должны быть отработаны в классе. 'Это поможет детям понять текст и обогатить их словарь.

Задачи уроков чтения в области словарно-орфографической работы:

  1. Объяснение значений трудных слов.
  2. Разбор слов с трудными орфограммами и закрепление их правописание.
  3. Обогащение речи учащихся новыми словами.

Исходя из этого, готовясь к урокам чтения, анализируем текст с точки зрения его словарно-орфографических особенностей и выписываем из него слова, которые могут затруднить учащихся по своему значению и со стороны правописания, а также нелитературные слова и выражения.