Нет возможности никому отойти в сторону. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока: воспитание исторической памяти, сострадания

Звучит песня А.Розенбаума "В черном тюльпане".

Стоит незажженная свеча, лежат 2 цветка, Книга памяти. Столы -буквой П.

Учитель приветствует ребят, представляет гостя.

Предоставляет слово одному из учеников

*Историческая справка о локальной войне с Афганистаном.

Учитель говорит о том, что среди тех, кто пал на той войне были и наши земляки. Зажигает свечу в память оних.

Предлагает почтить память павших на той войне минутой молчания (свеча,горит на пр. всего мероприятия).

Мы собрались здесь сегодня не для того, чтобы дискутировать, определяя правого и виноватого. Собрались потому, что не только не имеем права забыть, но и потому, что должны знать, т.к. "нет возможности никому отойти в сторону".

Попробуем поговорить об этом событии, обратившись к книге С.Алексиевич "Цинковые мальчики".

(Слайд с портретом С.Алексиевич № 10)

Предлагает ученику дать небольшую справку о С.А.Алексиевич

*Светлана Александровна Алексиевич, очеркист, прозаик, родилась в 1948 году на Украине в городе Иваново-Франковске.

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета. Член Союза писателей. Ее произведения "Последние свидетели". "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики" нашли своего читателя и пользуются популярностью.

С.Алексиевич - лауреат премии К.Федина и премии Ленинского комсомола.

(Слайд №1.)

Беседа по книге

- Эпиграфом нашего урока являются слова Б.Шоу "История солжет", которые С.А.Алексиевич избрала эпиграфом к своей книге.

Как вы думаете, почему?

(отвечают)

- В произведении несколько раз звучит вопрос писательницы: "Кто мне поверит, если я об этом напишу?" О чем же таком необычном, страшном рассказали ей герои ее документальной повести, что она вынуждена задавать его.

Какие страницы вас особенно поразили? Ребята читают.

  • Воспоминания медсестры (д.1,после рядового, мотострелка, стр. 273-278)
  • Мать о Юре (после рядового, водителя, стр.279-282)
  • Старшина, санинструктор разведроты (после матери, стр.292-300)
  • Рядовой, минометчик (после связиста, перед военврачом, стр.304-306)
  • Жена (после врача-бактериолога, стр.344-346)
  • Мать о медсестре Светочке (стр.384-388)
  • Мать "Мое ты солнышко" - читаю сама , стр.300-301

- Какими они были, кем они были, те, о ком эта книга? Зачем писательница помещает в своем произведении воспоминания столь разных людей?

(Отвечают)

- Разные люди: мужчины и женщины, юноши и девушки:Люди, имеющие разный социальный статус, воспитание, образование.

Кого-то призвали, кто-то пошел сам.

Одни выполняли присягу, другие оказались там по велению души. Все они там были, как они считали, выполняя свой интернациональный долг.

- Героев много. А есть ли в этом произведении главный герой? Кто он? Какова его реакция на книгу? Почему? Свои слова подтвердите текстом.

Говорят о том, что реакция неоднозначна,

  • "Не трогай! Это наше!" - стр.266-267;
  • "Я убивал, потому что хотел жить:(Пуля? Галстук?) Зачем тебе это? - стр.313-314;
  • "Я жить хочу! Я любить хочу! :Я все забыл:Нет, я не застрелюсь. У меня будет сын:" - стр.367

- Один из героев книги говорит, что они воевали честно и задает вопрос : "Почему нет книг? Нет стихов? Нет песен об Афгане, которые бы все пели?"

Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

(Отвечают. Позиция страны. Справедлива ли она?)

- Документальная повесть "Цинковые мальчики" по своей композиции соотносится с Библией, с притчей о сотворении мира, но завершается 3-ьим днем. Почему?

(Отвечают)

- Какое впечатление произвела на вас эта книга?

(Отвечают)

- По вашим выступлениям я поняла, какое впечатление произвела на вас книга. Мы сегодня не смогли пригласить на урок живых свидетелей тех событий. Но в подтверждение правдивости книги С.Алексиевич предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма "Война матерей".

(Рассказ матери о том, как она искала сына, пропавшего без вести в день демобилизации)

Подготовленный ученик читает стихотворение "Это время мое"

Это время мое.
Я не знаю прекрасней времен.
Это воля моя.
Мне вольнее неведома воля.
Это вбитый в пустыню
Десантный родной батальон
И по Родине боль -
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу,
Да и дастся ли что от земли?
Мы - твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха возьми меня,
Время мое!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье,
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы,
И когда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот
Мы ударимся в ночь,
Зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда
По черным пескам поведет,
На барханах оставив кровавые наши насечки.
И за толику жить и стоять на железном ветру
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Безымянной звездой!
Ты в Тамбове прости меня, мама:

(гасит свечу)

Учитель:

Подводя итог нашего урока, хочу сказать, он планировался не для того, чтобы осудить, не для того, чтобы оправдать. Для того, чтобы помнили:

  • Помнили о тех, кто погиб, с уважением относились к тем, кто жив.
  • Люди, прошедшие испытание Афганистаном, лучше знают цену жизни, любви, дружбе.
  • Их узнают по орденским нашивкам, по спокойным и твердым лицам.
  • Это люди, на которых можно положиться.
  • Спасибо им и пусть простят нас, если мы их порой обижаем невниманием.

Звучит песня В.Высоцкого "Он не вернулся из боя".

Презентация.