Развитие творческих способностей младших школьников в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа


Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития, так как развитие цивилизации обеспечивают люди, способные к творческой деятельности.

В связи с этим изменилось построение учебного процесса: это увеличение доли творческих заданий, обеспечивающих определённую свободу выбора темпа и сложности заданий для учащихся, развитие креативности через внедрение диалоговых форм обучения, создании условий для самореализации и самоопределения учащихся.

С этой целью моделирую урок в различных технологиях. Для начальной школы, на мой взгляд, актуальны следующие педагогические технологии: коммуникативно – информационные, игровые, исследовательские.

Так, среди приоритетных целей обучения и воспитания детей, я выделяю следущие:

- развитие индивидуальности ребёнка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

В связи с этим изменилась позиция школьника с субъект – объективной на субъект – субъективную.

Предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики:

  • умение быть эмоциональным и откликаться на на эмоции детей;
  • создание условий для со – творчества, умение задействовать каждого ученика;
  • опора на субъективный личностный опыт ученика;
  • диалогическая позиция в общении с учащимися;
  • поощрение творческой активности учащихся.

Учитель выступает в роли собеседника, исследователя, эксперта, консультанта, фасилитатора.

При этом важно, по моему мнению, создать условия для реализации данной позиции:

  1. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
  2. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, нестандартные формы уроков.
  3. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, интеллектуальному, эстетическому…), к его способностям.

Что значит “творчество”? Творчество - высшая человеческая ценность, позволяющая личности самореализоваться. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от прочных знаний и умений, которые ведут его по верному пути, обеспечивают результат.

Творческая способность представляет собой общую личностную диспозицию, включающую мотивационную, когнитивную и поведенческую составляющую.

Выделяю (по Д.Б.Богоявленской) три уровня развития творческой способности: стимульно – продуктивный, эвристический, креативный.

На первом уровне (стимульно – продуктивном), расчитанном на детей 6-7 лет, формирую умения:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой – то его части;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ про какой либо объект;
  • располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого – либо свойства и делать отсюда выводы;

Во второй возрастной период (эвристический), 8 - 9 лет, важно сформировать у детей следующие умения:

  • предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
  • устанавливать логику причинно – следственных отношений;
  • уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;
  • понимать и применять приёмы образного сравнения (аналогии);
  • использовать методы управления мышлением (формулировка исследовательских вопросов, мозговой штурм…).

Основное место на третьем уровне развития творческих способностей у детей 9 -10 лет (креативном), занимают проблемные ситуации. Для их решения формирую следующие умения:

  • строить проблемные ситуации;
  • определять вероятность разных исходов взаимодействия;
  • выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
  • гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;
  • уметь разрешать противоречия.

В ходе реализации освещаемой мной темы, я ставлю перед собой задачи по формированию у учащихся определённых умений в соответствии с тремя уровнями развития творческих способностей.

На первом уровне, это дети 6-7 лет, деятельность определяется действием какого – либо внешнего стимула. Когнитивные механизмы этого уровня имеют наглядно – образный характер. Как правило, это дети эмоциональные, “ подвижные” и импульсивные.

На втором уровне – эвристическом – дети 8-9 лет, анализируют свою деятельность и открывают новые, оригинальные, более совершенные способы решения.

На третьем уровне творческой активности – креативном – дети 9-10 лет, превращают поиск закономерностей в заданиях и новых способов решений в самостоятельную проблему. Этот уровень так же является творческим.

Для реализации этих умений необходима ярко выраженная познавательная потребность, которая является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.

Я выделяю 3 уровня (по Д.Б.Богоявленской) прохождения познавательной потребности:

  • потребность в новых впечатлениях;
  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета;
  • познавательная деятельность, направленная на проведение исследования.

В связи с этим использую определённые формы работы с детьми: урочные и внеурочные.

Реализацию данных выводов осуществляю и в системе уроков. Это:

  1. Уроки-исследования.
  2. Уроки-путешествия.
  3. Уроки-сказки.
  4. Уроки-праздники.
  5. Уроки творчества.
  6. Уроки предметного тестирования.
  7. Зачётные уроки.
  8. Уроки-практикумы.

Широко применяю в своей практике интегрированные уроки.

Поэтому, выделяю несколько показателей результативности интегрированного обучения:

Повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий;

Изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

Рост познавательного интереса учеников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

Более активное включение учащихся в творческую деятельность.

Внеурочные занятия провожу по плану, составленному мной на основе программы О.Холодовой “Юным умникам и умницам”, где развиваю внимание, мышление, логику, память детей.

Актуальным в системе своей работы, направленной на развитие

творческих способностей младших школьников, считаю применение наиболее значимых современных образовательных технологий и подходов. Познакомившись с трудами В.В. Давыдова и Д.Б.Богоявленской, я заметила тесную связь между их взглядами на образование и компетентностно – ориентированным подходом в обучении, который способствует реализации, выбранной мной темы. Ведь компетентность приходит с опытом

самостоятельной практической деятельности – деятельности не по алгоритму, а в ситуации выбора, то есть творчества.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

  • искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, самостоятельно получать информацию;
  • думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;
  • сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
  • приниматься за дело – войти в группу, или коллектив и внести свой вклад, организовывать свою работу;
  • адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Таким образом, реализуемая мною система педагогической деятельности позволяет формировать у учащихся ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, социальную.

В связи с этим мной намечены пути, как мне кажется, обеспечивающие развитие творчества младших школьников в пространстве учебной деятельности:

  • использование диалоговых форм обучения;
  • включение в процесс обучения заданий на развитие мышления, творческих заданий, заданий повышенной трудности;
  • внедрение нетрадиционных форм педагогического воздействия, оптимизирующих проявление творчества в учебной деятельности (работа в парах постоянного и сменного состава, микрогруппах);
  • включение детей в решение реальных проблем коллектива и личной жизни.

Подводя итог, хочу отметить, что в результате такой работы к завершению начальной школы у моих учеников появляется устойчивый интерес к познавательной деятельности, развивается логическое мышление, богатое воображение, формируется коммуникативная способность. Это дети с высоким уровнем мотивации учения, с развитой самооценкой. Иными словами личности, которые могут самореализоваться в дальнейшем обучении и творческой деятельности.