Образование и правописание сложных слов

Разделы: Начальная школа


Цели

  • Продолжить знакомство с понятием "сложные слова", повторить изученные орфограммы, упражнять в образовании и правописании сложных слов.
  • Развивать познавательную компетентность: мышление, память, воображение.
  • Формировать навыки экологической культуры: бережное отношение к природе, заботу о птицах.

Оборудование: слайды, выставка книг Виталия Бианки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Презентация.

Ребята, посмотрите на портрет этого писателя, на уроках литературного чтения и внеклассного чтения мы уже знакомились с его произведениями. (Слайд №2)

- Какие это произведения ?

Да, действительно, излюбленные персонажи его книг - птицы. Живой, пестрой, разноголосой и разноперой стаей обитают они на страницах сказок и рассказов В. Бианки. Кажется, ни одну птицу нашей Родины не обошел вниманием писатель. Вот его книги. Он создал целую птичью энциклопедию страны.

И сегодня на уроке мы поговорим о разных птицах и выясним , откуда произошли названия некоторых птиц.

II. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа.

Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет вам повторить изученные орфограммы.

(Слайд №3)

1. У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

2. Степной хищник, враг грызунов. (Орел)

3. Окраской - сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Кто она? (Ворона)

4. Птица, которая по преданию селится на крышах домов и приносит счастье. (Аист)

5. Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

6. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает,
По полям кочует -
Зернышки ворует. (Воробей)

7. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье,
Голосистый :..(Соловей)

8. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

9. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

- Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной.

(Слайд №4. Проверь себя)

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

- Это простое слово или сложное? Докажите.

(Состоит из двух частей орнит- и лог с соединительной гласной о.) - Слайд №5.

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

2. Работа с толковым словарем.

Посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

(Слайд №6)

Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой "Сложные слова", будем упражняться в образовании и написании сложных слов.

- Почему их так назвали?

Давайте еще раз прочитаем вывод . (Слайд №7)

Этот специалист должен знать очень многое о птицах, в том числе и откуда, произошли их названия. Этому будем учиться и мы с вами.

III. Постановка проблемного вопроса.

- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух.

- Кто она? (Мухоловка) - Слайд №8.

- Запишите это слово, найдите его корень.

(Слайд №9. Кто прав?)

У нас получилось слово с двумя корнями. Это сложное слово.

IV. Первичное закрепление.

Ученый - лингвист И. Голуб дала нам описание еще одной птицы.

(Слайд №10)

- Прочитаем текст. Обратите внимание на последнее предложение.

- Как вы думаете, как называется эта птица?

- Как объясняет это автор?

- Понаблюдайте, как образовано слово горихвостка.

- Сколько в нем корней?

- Выпишите это слово, обозначьте корни.

V. Самостоятельная работа.

А вот поэт Е. Ильин по - своему объясняет, как птица получила такое название. Прочитайте.

(Слайд № 11)

- Как вы думаете, что общего у этого текста и предыдущего?

- Чем они отличаются?

(Это два текста - описания, но один текст написан в прозе, а другой стихами.)

- Списать, по вариантам этот текст , подчеркнуть известные орфограммы.

VI. Творческое задание.

А сейчас, я предлагаю вам еще одно задание. Вы можете работать в парах, совещаясь друг с другом.

(Слайд №12)

- Какие слова у вас получились?

- Как образовались эти слова?

- Про какую птицу можно сказать красногрудая? Яркоголовая? Белобокая? Короткохвостая? Водоплавающая? Пестрокрылая?

(Слайды 13)

- Составьте предложение с любым из этих слов. (Устно)

VII. Заключительное слово учителя.

Ребята, вы правильно сказали, о том, что птицы всегда должны находиться под охраной.

В. Бианки в своей книге "Лесная газета" дает нам советы, которые вы должны запомнить.

(Слайд №14)

VIII. Подведение итогов.

(Слайд №15)

IX. Самооценка. (Слайд №16)