Сувенир к Новому году по восточному календарю – году Зайца

Разделы: Технология


Цель урока: изготовить новогодний сувенир, детскую игрушку – символ года по восточному календарю – символ зайца.

Задачи урока:

Образовательная – расширение представлений учащихся о методах поиска конструктивных и проектных решений. Овладение общетрудовыми и специальными умениями для поиска и использования технологической информации, безопасными приемами труда. Конструирование и моделирование в процессе творческой деятельности. Техническое проектирование процесса производства с учетом имеющихся условий. Предпринимательская оценка продукции, пути и способы реализации изделия.

Воспитательная – прививать навыки творчества, трудолюбия, аккуратность и собранность при выполнении приемов труда; воспитание любви к малой родине, ее обычаем, эстетического вкуса.

Развивающая – развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; развивать навыки использования измерительных инструментов, оборудования при изготовлении изделия, самостоятельности, критически мыслить, логически рассуждать, делать выводы.

Методы проведения занятий:

– словесные – беседа;
– наглядные – демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов;
– проектная деятельность учащихся;
– практические – моделирование, самостоятельная работа школьников под контролем учителя;
– мотивация – создание ситуации познавательной новизны, опора на жизненный опыт.

Объект труда: новогодний сувенир, детскую игрушку.

Межпредметные связи: история Республики Бурятия, ИЗО.

Материально-техническое оснащение:

  • образцы изделий;
  • шаблоны, рисунки зайца;
  • измерительные инструменты;
  • инструменты для выполнения изделия;
  • примеры технологических карт;
  • требования к проекту;
  • оборудование учебной мастерской.

Ход урока

1. Оргмомент-3 мин

Приветствие учащихся;

– контроль посещаемости;
– проверка рабочей одежды и готовности к занятиям;
– организация рабочего места.

2. Объяснение учителя 10мин.

а) Малая Родина Республика Бурятия. Новый год по восточному календарю 2011г год “зайца”
б) Творческий проект и требования к нему.
в) Выбор и изготовление новогоднего сувенира, детской игрушки.
г) технологические свойства древесины как конструкционного материала, зависимость технологических свойств от рода древесины, экологичность изделия из древесины. Способы изготовления деталей. Виды соединения деталей различной формы в изделии. Клей и его свойства. Работа с лобзиком, выжигателем.

3. Выбор творческого проекта учащимися 5мин.

а) контурная резьба, покрытие морилкой, лаком;
б) выжигание, лак;
в) прорезная резьба, морилка, лак;
г) контурная резьба, геометрическая резьба, покрытие морилкой, лаком;
д) контурная резьба, нанесение рисунка, лак;
е) геометрическая резьба, покрытие морилкой, лаком.

4. Вводный инструктаж 13мин.

– демонстрация эталонных изделий, рисунков, шаблонов;
– обсуждение технологических карт;
– показ трудовых приемов при выполнении изделий;
– демонстрация рациональных приемов работы;
– безопасные приемы труда при изготовлении изделия

5. Самостоятельная работа учащихся 50мин.

Текущий инструктаж – целевые обходы.

1 обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда при изготовлении изделия выбранного проекта;

2 обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций в соответствии технологической карты выбранного проекта;

3 обход – проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести промежуточную приемку и оценку работ.

6. Итог урока 7мин

– анализ характерных ошибок и их причины;

– сообщение оценки работы каждого учащегося;

– домашнее задание.

7. Уборка рабочих мест 5мин.

8. Замечания по уроку. Поправки к ведению урока.

Литература для учителя

  1. Самородский А.Т., СимоненкоВ.Д., ТищенкоА.Т.   Технология. Трудовое обучение: Учебник для 7-го класса  (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М.:Вентана-Граф,2002.-192с.
  2. Сборник проектов: пособие для учителя /М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова,/Под редакцией И.А. Сасовой. – М.: Вентана – Граф. 2004. – 144с.
  3. Доржогутапов Д.Д. Учебная игра как метод интеллектуального развития детей. Улан – Удэ: Издательство “Бэлиг”, 2003 – 176 с.  Викторов Е.А.
  4. Технология. Тетрадь для 7-го класса. Вариант для   мальчиков. – Саратов: “Лицей”, 2000. – 64 с.
  5. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. Пособие для учителей и учащихся – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
  6. Кабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 кл. М:. Просвещение, 2001г.

Литература для учащихся.

  1. Резьба по дереву. Новые идеи старого ремесла. – 2-е изд.  – Мн.:”современное слово”, 2001. – 208 с.
  2. Демина И.Г. Чудеса из дерева. – Смоленск; Русич, 2001. – 176 с.
  3. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву: Учебно-практическое  пособие. – СПб.: Издательский Дом “Литера”,2004. – 252 с. Логачёва Л.А.
  4. Художественная резьбы по дереву. Выпуск 1.– М.: “Народное творчество”, 2006 – 40 с.
  5. Круглова О.В. русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1983.,182с.
  6. Ильина Охрименко Г.Н. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство,1972., 87с.

Приложение