Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


«Два мира есть у человека: один, который нас творил,
Другой, который мы от века творим по мере наших».

(Н.Заболоцкий)

Свое выступление хочу начать с таких цифр: В 5 лет дети дают 90% оригинальных ответов, в 7 лет – 20%, а взрослые лишь 2%.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.И.Сакулиной, Е.А.Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.

Изобразительная деятельность способствует:

  • Разностороннему развитию личности ребенка.
  • Углублению представлений об окружающем мире.
  • Приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.
  • Решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

И, наконец, в процессе изодеятельности  ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними.
Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. Я вижу в детских работах однообразие, бедность цвета, одноплановость. Мои наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Я выявила ряд причин, препятствующих проявлению творчества.

Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:

  • Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков
  • Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике изодеятельности. Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить).
  • Несоответствие изодеятельности как части воспитательно-образовательной работы с дидактическими принципами.
  • Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изодеятельности.
  • Небольшое число  используемых детьми способов изображения.
  • Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).
  • Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.
  • Недостаточная грамотность родителей в области коррекционной работы по развитию творческих способностей детей, имеющих речевые нарушения. Художественная среда, окружающая детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Лишь некоторые родители создают все условия для развития творческих способностей, большинство полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Анализ диагностики показал, что рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о  достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить  способности?

Итак, проблема актуальна и я решила более углубленно  работать над развитием творческих способностей детей.

Цель моей работы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изодеятельности.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Формировать  способы  художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.
  • Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.
  • Использовать новые педагогические технологии, опыт.
  • Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.
  • Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Работаю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Использую в работе базовое методическое пособие Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие Т.С.Комаровой «Детское художественное творчество», пользуюсь методическими разработками Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»,  Компанцевой Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей».

Используя  данную литературу  разработала перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.

Дидактические принципы:

  1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.
  2. Систематизация содержания художественного образования детей.
  3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.
  4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.
  5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.
  6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.

Создаю условия, которые способствуют развитию творчества у детей:

  1. Планирую содержание и методы обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.
  2. Организую педагогический  процесс на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
  3. Использую разнообразные виды работы с детьми.
  4. Предоставляю ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.
  5. Использую в дальнейшем результаты детского художественного творчества.
  6. Создаю творческую, доброжелательную атмосферу на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.
  7. Предоставляю возможность для совместного творчества.
  8. Обогащаю эмоционально-интеллектуальный  опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Прочитала, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.
Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного  смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, я сама должна уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания. Мы с детьми любим минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитываю характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности своих детей.

Методы и приемы, используемые мной на занятиях по изодеятельности:

1. Словесные методы:

– объяснение
– описание
– разъяснение

2.  Наглядные методы:

– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и  в групповых условиях)
– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)
–  видеометод

3. Практические методы:

– упражнения
– синхронное рисование
– самостоятельный показ детьми известного способа рисования
– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми
– частичный показ способа рисования

4. Игровой метод.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

На занятиях использую:

– логопедизация на каждом занятии
– дидактические игры
– пальчиковые игры
– физкультминутки
– художественное слово
– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
– музыкальное сопровождение
– графические и живописные упражнения

Знания, полученные на занятиях, обязательно закрепляю в дидактических играх, самостоятельной деятельности. Разработала по возрастным группам и разделам дидактические и художественно-развивающие игры.

Разделы дидактических игр:

– цвет
– линия
– форма
– ритм
– композиция
– штриховка
– для знакомства с декоративно-прикладным искусством.

Изодеятельность  для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Я увидела, как нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Использую разнообразные нетрадиционные техники рисования:

– пальчиковая живопись
– монотипия
– тампонирование
– рисование ладошкой
– набрызг
– батик
– рисование свечой, углем
– акварель + восковые мелки
– рисование по-сырому
– промывание рисунка
– на мятой бумаге
– экспериментирование при смешивании красок

Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся и они их применяют в самостоятельной деятельности.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

В работе с родителями:

  • Знакомлю с задачами, которые решаю, раскрываю родителям смысл изодеятельности, ее значение для общего развития детей, имеющих речевые нарушения.
  • Объясняю, на каком уровне находится деятельность их детей
  • Подсказываю, чем они могут помочь

Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. Об этом говорят результаты диагностического обследования, проведенного  в конце учебного года. У детей появился еще больший интерес к изодеятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла), дети используют различный изобразительный материал, различные нетрадиционные техники рисования.

Достижения:

  • Участие в выставках детского сада
  • Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах
  • Обучение детей в школе искусств

Проблемы:

  1. Разновозрастной  контингент детей.
  2. Недостаточный учет симптоматики и структуры речевого дефекта.
  3. Ежегодная сменяемость контингента детей.
  4. Наличие нуклеарных семей воспитанников.

Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е.  рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.