Правильное питание – залог успешного учебного процесса

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ум да здоровье всего дороже” (пословица.)

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и целостного развития человеческого, а особенно детского организма. Ребенок пошел в школу, а значит, что его организм должен перестроиться, для того, чтобы учение было успешным. Можно найти много причин, которые влияют на рост заболеваемости среди учащихся, особенно младших школьников. Считаю, что одна из них – неправильное питание. Начальная ступень школы – это возможность научить детей и родителей здоровому питанию.

Вот результаты анкетирования родителей по организации питания детей (проводилось в 4 четверти).

Вопрос: “Впереди лето. Организм ребенка необходимо пополнить запасом витаминов. Ваши действия”.

70% опрошенных выбрали покупку витаминов в аптеке, 20% решили, что надо летом кушать много овощей, фруктов, 10% посчитали, что ничего страшного в этом нет. Меня, как учителя, такой результат заставил задуматься о необходимости проведения работы по данной теме. Был изучен материал УМК “Разговор о правильном питании” М.М. Безруких, Т.А.Филипповой.

Поговорив о правильном питании на школьных занятиях раз в месяц (в рамках воспитательной работы), невозможно убедить ребенка в необходимости правильного питания. Возникла необходимость в обучении ребят основам организации правильного питания. В какой форме? “Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Именно та ситуация, при которой за ошибочные высказывания нет отрицательных оценок, которая помогает в развитии ребенка, не навязывает своего мнения. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение – вот двигатель развития ребенка.”[1] Этому в полной мере способствует работа клуба “Витаминчик”, который и был организован в начальной школе. Занятия клуба построены по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала и форм проведения занятий. За основу планирования деятельности клуба взята программа УМК “Разговор о правильном питании” (автор: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова). [2]Тематика каждого года обучения представлена 4 разделами.

1 раздел “Давайте поговорим о продуктах”.
2 раздел “Давайте узнаем о продуктах”.
3 раздел “Давайте поговорим о правилах этикета”.
4 раздел “Давайте поговорим о кулинарных волшебниках”.

Последовательность разделов не случайна: изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребенку: полезные и вредные продукты, где и как готовят пищу-это то, что позволяет плавно ввести ребенка в мир “Разговора о правильном питании”. Второй раздел посвящен введению ребенка в историю продуктов, оценке их положительного воздействия на организм человека. Тематика третьего раздела направлена на изучение правил этикета и носит ознакомительный характер. Целесообразно при изучении тем этого раздела разнообразить формы и методы, используемые на занятиях (игры: ролевые, сюжетно-ролевые, проблемные ситуации и т. д.). Четвертый раздел посвящен развитию “кулинарного умения”, привлечению к участию в работе клуба родителей. [3]

При организации занятий в рамках изучения данного года обучения важно спланировать как можно больше творческих занятий, познавательных экскурсий, чтобы сформировать у детей широкое представление о необходимости правильного питания. Этому способствует самостоятельная творческая деятельность детей: работа с литературой, исследования, проектная деятельность, проведение экспериментов, задания для самостоятельных наблюдений.

(Приложение 1)

Детей надо заинтересовать работой в клубе, дать возможность самостоятельно выбрать путь изучения темы. Как? Ребята предложили составить карту путешествия, указали возможные остановки, выбрали транспорт для поездки, назвали страну “Витаминчик” и началась работа, проходившая весь учебный год. Был придуман девиз: “Витаминная страна, очень классная она”, герб, гимн.

(Приложение 2)

Таким образом, анализ работы клуба “Витаминчик”, проведенный на последнем занятии, совместно с родителями и врачом показал, что соблюдение правил организации правильного питания позволило снизить процент заболеваемости в данном классе, повысилась работоспособность, улучшился эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся и повышению качества учебного процесса.

Цели клуба “Витаминчик”:

  • формирование у ребят представлений основ культуры организации правильного питания для обеспечения жизнедеятельности организма.

Задачи клуба “Витаминчик”:

  • содействовать укреплению здоровья каждого школьника, через организацию его правильного питания;
  • сформировать у школьников представление о здоровом питании;
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • создать условия для творческого развития ребенка;
  • асширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей по вопросу укрепления здоровья детей.

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование первоначальных представлений о здоровом питании;
  • практическую деятельность, развитие исследовательской деятельности.

Основные направления работы клуба “Витаминчик”

Образовательное направление.

Преобладает в этом направление получение младшими школьниками дополнительных знаний по жизненно важным вопросам, а именно вопрос об организации правильного питания, расширение их кругозора, обучение первоначальным навыкам проведения исследовательских работ, опытов.

Развитие общественной активности происходит уже на начальном этапе, так как в результате выполнения определенных заданий ребята видят результаты своей работы, осознают ее значимость не только для себя, но и для своих родителей, друзей.

Развитие инициативы и творчества.

Предложив ребятам тему следующей встречи, провожу беседу с целью узнать, интересна или нет им эта тема. Советуюсь с ними о том, как проводить встречу, кого или что они хотят увидеть и услышать, учитываю их возможности и пожелания. Даю возможность демонстрировать свои творческие способности: рисовать, петь, участвовать в сценках, проводить исследования.

Формирование общественного мнения на основе общения.

Умело направляя ребят на обсуждение темы, учу их находить истину, опираясь на полученные знания. В жизни столько разных проблем. И важно, чтобы ребята не только излагали заученные ответы, но и учились задавать свои вопросы и отстаивать свою точку зрения, не опасаясь вызвать недовольство друзей и взрослых. Такую возможность им предоставляет непринужденная обстановка клубной встречи.

Формы работы клуба “Витаминчик”:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • массовая.

Совместная деятельность педагога и детей в клубе “Витаминчик”:

  • проведение целевых экскурсий,
  • создание памяток, обращений,
  • проведение игр, практических занятий,
  • диагностика представлений учащихся о правильном питании;
  • организация проектно-исследовательской работы.

Сроки реализации программы

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.  Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования. Занятия клуба построены по концентрическому принципу, поэтому одни и те же темы изучаются каждый год с постепенным усложнением изучаемого материала и форм проведения занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы: 

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование культуры здорового питания у младших школьников;
  • полученные знания позволят ребенку ориентироваться в выборе полезных продуктов;
  • дети получат дополнительные коммуникативные знания и навыки.

Объект деятельности: программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Литература 

  1. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  2. Е.В. Езушина. Азбука правильного питания./Волгоград: Учитель, 2008.
  3. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева./ М.: Нестле Фуд, 2003.