Интеллектуальная викторина "Морской бой"

Разделы: История и обществознание


Муниципальное образовательное учреждение "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6" г. Барнаула является единственным образовательным учреждением города, которое осуществляет обучение работающей молодежи. Многие учащиеся школы имеют большой перерыв в обучении. Предельный возраст учащихся не ограничен. Обычно возраст наших учащихся составляет 16-35 лет

Большинство старшеклассников МОУ О(с)ОШ №6 со средними учебными навыками, есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес, у некоторых большие пробелы в фактических знаниях и умениях. В большинстве своем, наши учащиеся, успевают на "3" и "4". С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся мною активно применяются нетрадиционные формы и методы проведения уроков.

Существует множество типов нетрадиционных уроков, одним из наиболее эффективных является урок-игра. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника учебного процесса, учиться находить и принимать решения; неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; создает особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игра также создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.

Применение уроков в форме игры - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что в игре один ученик может реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока в форме викторины "Морской бой".

Интеллектуальна викторина "МОРСКОЙ БОЙ"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, с применением игровых технологий.

Технология: личностно-ориентированная, игровая.

Цель урока: помощь школьникам в приобретении "рефлективного исторического сознания"

Задачи урока

I. Образовательные:

  • Повторение и проверка пройденного материала в игровой форме.
  • Способствовать расширению исторической эрудиции учащихся,
  • Развитию интереса к предмету

II. Развивающие:

  • Продолжить развитие умения логически излагать свои мысли;
  • Продолжить развитие коммуникативных способностей.

III. Воспитательные:

  • Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своей Родины и других народов;
  • Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур

Порядок проведения и правила игры

Игра представляет собой производную от игр "Морской бой" и "Брейн-Ринг". В игре принимают участие две (и более) команды. Каждая команда сидит за отдельным игровым столом. Действия игры происходит на игровом поле. Расстановка кораблей на игровом поле известна только ведущему. Количество баллов в каждой клетке равно сложности вопроса по теме, указанной в вертикали поля и количеству секунд, отпущенному на обдумывание ответа.

Та команда, которой выпало по жребию начать игру, "стреляет" первой - называет ведущему координаты выстрела. Если на этой клетке есть корабль, он "подбит" или "ранен" (в зависимости от типа корабля). Вне зависимости от наличия корабля в клетке, команде, делающей выстрел, задается вопрос по теме, указанной в горизонтали поля.

Если ответ верен, очки в клетке зачисляются ей в "плюс". При попадании в корабль насчитывается +50 баллов. Если ответ не верен или команда не отвечает, очки ей не начисляются, а вопрос передается соперникам на тех же условиях. Если же и они не отвечают, то просто делают ход, а ведущий зачитывает ответ.

Темы викторины:

  • А - морская тема
  • Б - все, что касается оружия, вооружения
  • В - неотосланные депеши
  • Г - история в стихах
  • Д - география
  • Е - что общего:
  • Г - невероятно, но факт

Побеждает команда набравшая большее количество баллов.

Приложение 1

Список литературы.

  1. Баландин Б.Б. "1001 вопрос для очень умных" Изд. Рипод классик, М., 2002
  2. Хрестоматия по русской военной истории. Военное издательство мин. Вооруженных сил СССР, М.,1947
  3. Идрисов Александр Есмухамбетович, "Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории" https://urok.1sept.ru/articles/104757/
  4. И. Куцевалов "Интеллектуальная игра - Морской бой"
  5. Мария Андреева, Марина Короткова "Материалы к проведению Дня лицеиста" https://lib.1sept.ru/2006/07/5.htm
  6. Плотникова Людмила Николаевна https://urok.1sept.ru/articles/500745/
  7. Анохина Галина Ивановна Анохина "История России в стихах" http://www.openclass.ru/blogs/50446
  8. 1001 викторина. Портал викторин - играйте и умнейте http://1001viktorina.ru/cat/c3
  9. Знаете ли вы что? http://znaeteli.ru/category/istoriya/
  10. Как наши деды воевали http://grandwar.kulichki.net/index.html
  11. Картины художника: Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) http://gallerix.ru/album/Vereshagin