Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Лес и его обитатели" (программа "Перспективная начальная школа")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания;
  • создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранения леса как природного сообщества;
  • вызывать интерес к окружающему миру; развивать познавательные способности речь, память, расширять кругозор.

Оборудование: учебник О. Н. Фёдорова, Г. В. Трофимова, С. А. Трофимов “Окружающий мир”. Хрестоматия О. Н. Фёдорова, Г. В. Трофимов, С. А. Трофимова. “Окружающий мир”. Тетрадь по окружающему миру, слайды “Растения и животные леса, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

(И.С. Никитин)

II. Постановка цели и задачи урока

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

(Смирнов)

- Ребята, как вы думаете? Какому храму будет посвящен наш урок?

Храму природы.

(На интерактивной доске появляется тема урока)

Слайд № 1

III. Формирование новых знаний

- Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.

- Кто может сказать, что такое лес?

- Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!

- Какие виды лесов вы знаете?

- Лиственные, хвойные, смешанные.

- Назовите представителей лиственного леса.

- Дуб, берёза, осина, рябина, липа.

- Лиственные деревья покрыты широкими большими листьями.

Слайд № 2

Слайд № 3

- Что вы знаете о смешанном лесе?

- Это лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья.

- Назовите деревья хвойного леса.

- Ель, сосна.

Слайд № 4

Слайд № 5

- Ребята, в лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности.

Вот как об этом пишет М. Пришвин.

Лес надо слышать, чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности, зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.

- Какие вы знаете кустарники леса?

- Орешник, шиповник, малина, можжевельник и т. д.

- Какие травянистые растения леса вы можете назвать?

- Мох, кислица, ландыш.

- Кроме растений в лесу живут животные. Назовите их?

- Белка, заяц, волк, медведь, сова, филин, дятел.

Слайд № 6

)

- Всё это неотъемлемая часть наших лесов. Всем им нужен для жизни свет, вода, воздух и питательные вещества. И все эти животные приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу.

- Как это им удаётся?

- В нелёгкой борьбе за выживание образовались растительные сообщества – своеобразные “зелёные государства”. Каждый вид растения занимает в них строго отведённое для него место, чтобы все вместе наилучшим образом могли использовать свет, тепло, воздух, влагу и питательные вещества из среды обитания.

Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько “этажей”, или ярусов.

Слайд № 7

- Согласны ли вы с ним?

- Ответы детей.

Физминутка

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ножками топали!
Хорошо гуляли
И немножечко устали!

IV. Комментированное чтение текста “Лес и его обитатели”. с. 43-45.

  1. Какие растения находятся в верхнем ярусе? Дуб, липа, клён, береза, осина, сосна, ель.
  2. На ярус ниже, какие деревья растут? Рябина, черёмуха, ива.
  3. Назовите растения, которые занимают третий ярус? Малина, калина, жимолость, орешник, крушина.
  4. Какие растения растут в четвертом ярусе? Черника, брусника и травянистые растения ландыш, кислица.
  5. А в самом нижнем ярусе, какие растения располагаются? Мхи, лишайники.

- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.

Слайд № 8

V. Работа с рисунком на с. 46

Работа в парах.

- Дети рассматривают рисунок леса. Один ученик рассказывает, сколько ярусов растений изображено на рисунке. Его сосед рассказывает, кто из животных на каком ярусе живёт.

VI. Чтение второй части рассказа

  1. Почему лес можно назвать “многоэтажным” домом, где много “квартир”?
  2. Назовите лесных жителей нашего региона, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.
  3. Составьте две – три цепи питания, которые складываются в лесу.

VII. Чтение и обсуждение рассказа по хрестоматии “Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?” с. 91

- Так кто же на каком этаже живёт?

- На пятом этаже живут мыши, кроты, землеройки. На четвёртом - гнездятся рябчики, глухарь, тетерев и козодой, а также ёж, заяц, косуля и кабан. Певчие птицы вьют гнёзда на кустарниках и низких деревьях. Жильё дятла сороки, сойки чуть выше, а на первом этаже устраиваются иволги и крупные хищные птицы.

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

VIII. Работа в тетрадях для самостоятельной работы

Слайд № 13

Задание № 18, 19

- А теперь отгадаем загадки.

1. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный зной
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

2. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса
А зовут её… (Лиса)

3. Живёт в глуши лесной,
И летом и зимой
Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)

4. Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

IX. Итог урока

- Что такое лес?

- Лес – это природное сообщество, основой существования которого являются деревья, и где существуют природное равновесие.

- Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание.

Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг - красота мира, красота природы. Она дарит нам свою красоту, наслаждайтесь ею!

- Что больше всего заинтересовало вас на уроке?

- Ответы детей.

X. Домашнее задание

1. Подготовить сообщение об интересных личных наблюдениях в местном лесу.

2. Подготовить сообщение, о каком либо удивительном растении или животном местного леса.

3. Составить кроссворд о животных и растениях местного леса.