Ночное в творчестве русских писателей XIX века

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с основными этапами жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова;
  • формировать умение сопоставлять произведения разных жанров по теме и основной мысли;
  • развивать умение анализировать лирические произведения.

Подготовка к уроку:

  • презентация;
  • сообщение ученика о жизни и творчестве И.З.Сурикова;
  • текст стихотворения "В ночном";
  • таблица "Ночное в творчестве русских писателей 19 века".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. (слайд 1)

Приложение.

- Какие ассоциации у вас со словом "ночное"? (ночь, лошади, костёр, звёзды, праздник::)

3. Цели урока.

4. Изучение нового материала (слайд 2).

1) Сообщение ученика об основных вехах жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в глухой деревушке Новоселовке Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Maльчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей. В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина, Суриков начал складывать стихи. У родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжелой: однажды он едва не утопился.

В 1862 г. Суриков свел знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862 г., а уже в 1871 г. Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как "Вестник Европы", "Дело". В 1875 г. поэт был избран членом Общества любителей российской словесности, его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Иван Захарович Суриков собирал вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием "Рассвет".

Группа поэтов-"суриковцев" впоследствии издавала газету "Доля бедняка" и объединилась в Суриковский литературно-музыкальный кружок, существовавший вплоть до 1917 года.

Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём и углем; умер он в Москве от чахотки в расцвете своего незаурядного таланта.

2) Игра "Самый внимательный слушатель".

- В какой семье родился И.З.Суриков? В какой губернии?

- Какую роль сыграли Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Плещеев в судьбе И.З.Сурикова? (слайд 3)

- Кто такие "суриковцы"?

- Что в рассказе о жизни и творчестве И.З.Сурикова вас больше всего удивило?

3) Знакомство со стихотворение И.З.Сурикова "В ночном" (слайд 4)

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися.

В ночном

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.

Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули... Не шелохнет
Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст - и снова
Все смолкает в поле.

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.

И какие-то всё в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно - и дети
Огонек разводят.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
1874

- Какие слова, выражения вам непонятны?

4) Анализ стихотворения по вопросам в таблице. Одновременное заполнение таблицы (столбик № 3) "Ночное в творчестве русских писателей 19 века".

- На какие элементы пейзажа вы обратили внимание? Назовите их?

- Какие средства выразительности использует автор при описании пейзажа?

- Как вы думаете, с каким настроением ребята отправляются в ночное?

- Как дети проводят время в ночном? Чем занимаются?

- Как автор относится к своим героям?

План сравнения Иван Сергеевич Тургенев   "Бежин луг" (рассказ) Иван Захарович Суриков "В ночном" (стихотворение)
1. Элементы пейзажа. небо

лес

огонь

тени

звёзды

запахи

звуки

Небо

Лес

Огонь

Тени

звуки

2. Средства выразительности

А) олицетворения

Б) эпитеты

В) сравнения

Г) метафоры

Тени добегали:..

Чистое небо:..

(Тонкий) язык света

Тени ходят:

Косматая голова:

Густым навесом:

3. Настроение детей. "Выгонять перед вечером и пригонять:.табун - большой праздник для крестьянских мальчишек".

Мчатся с весёлым гиканьем, звонко хохочут:

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

4. Как дети проводят время в ночном? Разводят костёр, пекут картошку, рассказывают былички. Разводят огонь, рассказывают бабушкины сказки.
5. Отношение автора к своим героям. С вниманием и любовью ( ":а всё-таки он мне понравился", :.) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

"мужички сторожевые":.

5) Вывод по таблице.

- Чем стихотворение И.З.Сурикова "В ночном" напоминает рассказ И.С.Тургенев "Бежин луг"?

- А чем отличаются эти стихотворения?

6) Работа с репродукциями картины Б. Кустодиева "Ночное. Костёр" (цветные вклейки в учебнике литературы) и картины слайд 6.

- Какая из репродукций, на ваш взгляд, по настроению, краскам, изображению героев близка рассказу И.С.тургенева и стихотворению И.З.Сурикова?

5. Домашнее задание (слайд 7)

- Приходилось ли кому-нибудь из вас побывать в ночном? А хотелось бы?

- Чем бы вы занимались в ночном, коротая время у костра до рассвета?

- Дома я предлагаю вам написать небольшой рассказ, который можно услышать у костра в ночном.

6. Оценки за урок "Оцени себя сам" (слайд 8)

Я предлагаю вам самим оценить свою работу и поставить оценку в тетрадь.