Лидер: большие и маленькие роли

Разделы: Администрирование школы


Уважаемые зрители, участники и члены жюри конкурса!

Свою презентацию с названием "Лидер: большие и маленькие роли" я открываю словами великого классика У. Шекспира:

"Весь мир театр! В нем женщины, мужчины - все актеры,

У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль:.."

Вот и сегодня в этом зале каждый из нас выполняет определенные социальные функции, связанные с интересными ролями: для кого-то это привычная роль зрителя, для почетных представителей системы образования - роль членов жюри, а для меня - роль участника столь престижного конкурса.

Что такое социальная роль? Это взаимодействие человека и общества. На протяжении всей своей жизни каждый человек пишет для себя и исполняет множество ролей под влиянием определенных условий и обстоятельств. А уж как он справляется с этими ролями в своей жизни, плохо или хорошо и качественно он выполняет социальные функции - в этом ему дают оценку окружающие его люди, общество, государство.

Представляя себе сегодня в качестве лидера и анализируя свою деятельность на данном этапе жизненного пути, я выделила следующие социальные роли по степени значимости моего личностного и профессионального роста. Итак, на данном этапе для меня самая значимая в профессиональной карьере роль - это роль руководителя школы. Чтобы органично чувствовать себя в этой роли и качественно справляться с должностными обязанностями - необходимо было пройти все ступеньки: от вчерашней студентки исторического факультета Новосибирского государственного педагогического института до опытного заместителя директора по учебно - воспитательной работе школы № 10 г. Омска. И конечно, как и любой руководитель, любящий свою работу, я могу часами с гордостью рассказывать о школе, о педагогическом и ученическом коллективе, о наших достижениях и проблемах.

МОУ "СОШ № 10" функционирует как образовательное учреждение с 1960 года, расположена на левом берегу р. Иртыш (северная окраина г. Омска, микрорайон "Солнечный").

Микрорайон "Солнечный" имеет статус городской рабочей окраины Кировского административного округа г. Омска. Школа расположена в непосредственной близости от промышленной зоны таких крупных предприятий, как "Манрос", "Росар", мясокомбинат "Омский", хладокомбинат, ПАТП - 8, ДСК - 2. В микрорайоне для рабочих этих предприятий были построены общежития и малосемейные дома. Уровень социального расслоения среди жителей микрорайона высокий, рядом с частным сектором и рабочими общежитиями на окраине города возводятся шикарные замки и многоуровневые коттеджи для элиты. В связи с тем, что в микрорайоне практически отсутствует своя социальная инфраструктура, школа выполняет функции социокультурного центра микрорайона.

Из ряда интересных достижений, событий и фактов, связанных с историей школы № 10 можно отметить:

- в системе государственно - общественного управления школы мы одни из первых среди школ города создали Попечительский совет и благотворительный фонд школы;

- на базе школы в 1974 году был открыт музей Боевой и Трудовой Славы;

- в 1997 году на фасаде школы установлена мемориальная доска выпускнику школы В. Ющеву, погибшему в Афганистане;

- в 2001 году в школьной системе дополнительного образования создан вокально-хореографический коллектив "Глория" - лауреаты и призеры многочисленных творческих конкурсов и фестивалей разного уровня;

- библиотека школы с 2005 года работает как информационно-ресурсный центр, на основе которого действует программа "Школьная мультимедиатека";

- с 2003 года ежегодно среди педагогов школы проводится конкурс "Учитель года", в рамках которого анализируется инновационная деятельность лучших учителей, участники конкурса представляют портфолио, дают открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- школа является активным участником областной экспериментальной площадки по теме "Создание информационного пространства в условиях крупного города";

- каждый год наши ученики становятся лауреатами и призерами предметных олимпиад, конференций, интеллектуальных и творческих конкурсов разного уровня;

- среди учащихся и педагогов школы популярны занятия спортом, туризм, участие в соревнованиях по пожарно - прикладным видам спорта, в спортивных конкурсах с основами ОБЖ "Безопасное колесо", "Орлята России", "Школа выживания".

МОУ "СОШ № 10" сегодня: 10 основных цифр из нашей школьной жизни:

- 50 лет исполнилось школе в октябре 2010 года;

- 43 педагога осуществляют образовательный процесс, среди которых 4 выпускника нашей школы, 8 молодых специалистов;

- в этом учебном году сформировано 25 классов-комплектов, в них обучается - 675 учащихся;

- награждены знаком "Почетный работник общего образования РФ" - 5 учителей школы, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ - 5, из них 2 педагога - победители приоритетного национального проекта "Образование" в 2006г. и 2008г.;

- 21 педагог школы имеет высшую квалификационную категорию, первую категорию - 8;

- 2 интерактивных и 2 мультимедийных комплекса используют в учебной деятельности;

- в 1998 году в школе была создана детская общественная организация "Мечта";

- 12 бесплатных кружков и спортивных секций работает в системе дополнительного образования школы, в них занимается 38% учащихся;

- 46 медалистов выпустил педколлектив школы за 39 лет.

В свете новой образовательной инициативы "Новая школа", основные направления которой легли в основу нашей программы развития школы на 2010 - 2015 год, нам предстоит в скором будущем реализовать многие перспективные проекты:

- переход на предпрофильную подготовку (8 - 9 классы) и профильное обучение (10 - 11 классы);

- организация предшкольной подготовки;

- самым актуальным на данном этапе для нас является проект информатизации образовательного процесса в школе "Информатика для всех". Позвольте более подробно остановиться на этом проекте:

Проект "Информатика для всех"
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10" г. Омска

Цель - создание единого информационного пространства в школе, использование новых информационных технологий в учебной деятельности и повышение качества образования через развитие информационной культуры, профессиональной ИКТ - компетентности всех участников образовательного процесса.

Основные направления реализации проекта:

  • совершенствование информационного пространства школы;
  • автоматизация организационно - распорядительной деятельности школы с внедрением новых сетевых технологий;
  • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
  • обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
  • создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство школы;
  • организация дистанционного обучения на базе школы.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий.
  • Развитие информационной культуры и повышение ИКТ - компетентности педагогов.
  • Создание условий самореализации и повышения ИКТ - компетентности обучающихся.
  • Формирование современного единого информационно - образовательного пространства школы.
  • Организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива.
  • Реализация личностно - ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса в школе.
  • Внедрение информационных технологий в процесс подготовки учителя к уроку.
  • Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, области, страны.

Механизм выполнения проекта:

  • Выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретение дополнительного оборудования.
  • Создание безопасных и комфортных условий работы пользователей - участников образовательного процесса.
  • Внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий.
  • Организация теоретической и практической подготовки педагогов школы.
  • Реализация проблемного обучения учащихся через метод проектов с применением компьютерных технологий.
  • Модернизация информационно - образовательного пространства школы, направленная на внедрение ПСПО и создание локальной сети.
  • Автоматизация мониторинга деятельности педагогического коллектива для проблемного анализа и своевременной корректировки этой деятельности.
  • Оптимизация и создание условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
  • Подключение всех участников образовательного процесса к сети Интернет.

Ресурсное обеспечение:

  1. Бюджетное финансирование
  2. Внебюджетное финансирование
  3. Средства Благотворительного фонда школы
  4. Депутатские средства
  5. Платные дополнительные услуги

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

Критерии Показатели
Создание единого информационного пространства 1. Повышение эффективности образовательного процесса.

2. Автоматизация организационно - распорядительной деятельности школы.

Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя (повышение ИКТ - компетентности педагогов) 1. Создание условий для творческого роста всех участников процесса путем использования информационных технологий.

2. Повышение качества образования.

3. Повышение ИКТ - компетентности педагогов.

4. Распространение и обобщение опыта учителей путем их участия в различного уровня семинарах, курсах, сетевых проектах, публикации.

5. Создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы в рамках единого информационного пространства.

6. Эффективность использования мультимедийных комплексов и сайта школы в образовательном процессе.

Повышение информационной культуры и ИКТ - компетентностей обучающихся 1. Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе.

2.Участие в информационных конкурсах, сетевых проектах, олимпиадах, конференциях.

Вернемся к социальным ролям в моей жизни: значимую роль в формировании лидерских качеств личности играет профессия. Учитель в своей деятельности должен обязательно обладать лидерскими качествами, так как он ведет за собой, влияет на развитие детской личности, является примером для своих воспитанников. Мое становление как учителя началось сразу после окончания школы, в 1978 году:

1978 - 1983 год - Новосибирский государственный педагогический институт, исторический факультет, специальность "история и педагогика"

Квалификация: учитель истории и обществознания, методист по воспитательной работе

Педагогический стаж: 20 лет

Квалификационная категория: высшая как руководителя; высшая как учителя истории.

Каждый учитель гордится своими учениками, их достижениями, поэтому, рассказывая о своих воспитанниках, я демонстрирую многочисленные грамоты, дипломы, сертификаты как результат успешной совместной работы в различных конкурсах, сетевых проектах, олимпиадах. Горжусь своими выпускниками, многие из которых выбрали дальнейший профессиональный путь в системе образования. Мои ученики - медалисты уже успешно закончили высшие учебные заведения города и сейчас активно трудятся на омских предприятиях и в учреждениях, не забывают школу и при встрече рассказывают о своих достижениях.

Моя роль активного общественника проявляется в сотрудничестве с различными общественными и политическими организациями:

- член партии "Единая Россия";

- секретарь первичной партийной ячейки "Левобережное 2/1";

- член Омского профсоюза работников образования;

- председатель участковой избирательной комиссии;

- активный участник Комитета территориального самоуправления "Левобережный - 8";

В роли коллеги и друга в нашем сплоченном, стабильном и дружном коллективе я проявляю свои лидерские качества как организатор многих массовых мероприятий, выступаю инициатором оздоровительного коллективного отдыха, который стал хорошей традицией среди работников школы (ежегодный осенний и зимний выезд на базу отдыха "Огонек", активный отдых в Красноярке, лыжные прогулки в Сограх).

В том, что я состоялась как личность, большую роль сыграли семейные ценности 2-х поколений педагогов, в среде которых проходило мое воспитание и образование. Выполняя в семье роли дочери, сестры, племянницы, внучки, я всегда помнила, что к учителю в обществе отношение особенное и требования к нему предъявляются более высокие, и соответствовать им бывает очень трудно. Но мои родители в полной мере соответствовали званию "учитель" и для меня они непререкаемый авторитет в педагогике. Я очень люблю своих родителей и горжусь ими. Это они, выпускники Воронежского государственного педагогического института 1960 года, приехали по зову партии осваивать целинные земли Сибири и посвятили свою жизнь развитию школ Новосибирской области:

Кольцов Юрий Владимирович (1937 - 2000) - начальник Кочковского РОНО, Новосибирской области, (учитель химии и географии).

Кольцова Галина Егоровна (1937 - 2008) - директор Кочковской средней школы, Новосибирской области, заслуженный учитель РСФСР, (учитель географии и биологии).

Еще одна значимая роль в моей жизни: роль жены - надежного тыла (муж Руденских Александр Михайлович - кадровый офицер, поэтому до 1995 года - частая смена места жительства в связи со службой мужа в Афганистане, на Дальнем Востоке, в Германии, в Казахстане, учеба в военной академии в Москве, затем опять служба в Поволжье и, наконец, Омск - на постоянное место жительства).

Как любая женщина, в роли мамы я тоже счастлива и успешна - мои девочки самые лучшие, обаятельные, умные и заботливые: Мария - 26 лет, Евгения - 22 года, выпускницы нашей школы № 10, к тому же младшая дочь по окончании философского факультета ОмГПУ, вернулась в школу № 10 теперь уже в качестве учителя мировой художественной культуры и музыки. Она является представителем нашей семейной династии педагогов в 4 поколении.

Еще у меня есть маленькие роли для души:

- роль бывалого туриста (спичку в дождь могу и не зажечь, но уху сварю точно), значок "Юный турист" я получила еще в 5 классе после суточного пешего похода вдоль р. Карасук, Кочковского района, Новосибирской области. А сейчас мои туристические навыки реализую, выезжая с командой педагогов школы на традиционный туристический слет учреждений образования КАО г. Омска, который проходит ежегодно в Сыропятском районе Омской области;

- роль находчивого и озорного КВНщика, в этом образе я выступаю в команде педагогов на сцене родной школы № 10, и в команде руководителей образовательных учреждений г. Омска, которые тоже иногда для разрядки играют в КВН под эгидой департамента образования Администрации г. Омска, с "административным" чувством юмора, критикуя недостатки нашей системы образования:

Частушки на тему "Год учителя":

Молодых специалистов
В школу мы берем весь год,
Как зарплата наступает,
Разбегается народ.

Омская прокуратура
Любит школы без ума,
Каждый месяц проверяет,
Шлет протесты, шьет дела.

Завоюем мы Европу,
А потом Америку,
Как увидят наши школы,
Так впадут в истерику.

- роль трудолюбивой дачницы, которую исполняю в свободное от работы время (а это значит только в воскресенье), поэтому сама иногда удивляюсь, как это еще урожай колоситься на грядках;

- роль любителя и дрессировщика домашних животных, которых в доме много - рыбки, кошка, собака встречают нас после напряженного рабочего дня, ну а мы, понятно, что " в ответе за тех, кого приручили:".

И завершая свою презентацию, хочу сказать, что лидер это тоже социальная роль, но справиться с ней может далеко не каждый, слишком ответственно и тяжело в наше неспокойное и нестабильное время социально - экономических перемен и конкуренции среди образовательных учреждений проявлять лидерские качества, вести за собой, давать людям надежду на лучшее.

Человек становиться личностью и лидером в процессе деятельности, общения с окружающими людьми. Необходимо, чтобы, выполняя свои многочисленные разноплановые социальные роли, он реализовывал склонности и способности в гармонии с интересной деятельностью, которой всегда должен заниматься охотно:

Спасибо за внимание!