Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Разделы: Математика


Цель:

  • Изучить свойства прямоугольных треугольников.
    • Сумма острых углов прямоугольного треугольника.
    • Катет, лежащий против угла 300 . Доказать свойство.
  • Развитие зрительной памяти, абстрактного мышления.
  • Воспитание аккуратности, самостоятельности, умения рассуждать.

Оборудование:

  • Использование компьютера и экрана для устного счета.
  • Карточки с устными задачами.
  • На столах у учащихся раздаточный материал (модели прямоугольных треугольников).

План урока.

1. Приветствие учащихся. Объявление темы урока.

2. Устные задачи на повторение с применением компьютера.

3. Объяснение нового материала.

4. Решение задач на закрепление № 255, 257 (259).

5. Домашнее задание п. 34 вопросы 10, 11 страница 90, № 256, 258.

6. Устные примеры по карточкам.

7. Итог урока.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята.

1) Дежурным объявить отсутствующих.

2) Сегодня ребята мы рассмотрим с вами некоторые свойства прямоугольных

треугольников (именно каких вы узнаете по ходу урока).

3) Откройте тетради, запишите тему урока (тема записана на доске).

2. (В это время включаю компьютер) А сейчас мы решим устные задачи на повторение.

Задача 1. Какой из этих треугольников прямоугольный?

 

Задача № 2. Найдите угол 1 и угол 2.

Задача № 3. Найдите угол 1 и угол 2.

Задача № 4. Найдите угол 1.

Задача № 5. Найдите угол 1, угол 2.

3. Как можно проще и быстрее вычислить угол 1?

Тогда угол 1 равен углу 2 и равен 900: 2=450.(запомнить!)

А теперь попробуем сформулировать первое свойство прямоугольного треугольника.

(Опрос учащихся). Свойство проговариваем вслух и записываем в тетрадь.

Свойство № 1.Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900 Ребята, у вас на столах лежат модели прямоугольных треугольников с острым углом 300 .

Чему равен второй острый угол? Выделите катет, лежащий против угла 300 . Измерьте стороны прямоугольного треугольника и запишите измерения на моделях.

Учитель записывает несколько измерений на доске в готовую таблицу.

гипотенуза 12 8 6
первый катет 6 4 3
второй катет 7 4,5 5,7

Какую вы видите закономерность? Опрос учащихся (учащиеся высказывают свое мнение).

Вывод: Катет, лежащий против угла 300 равен половине гипотенузы.

А теперь, чтобы убедиться точнее приложим, выделенный катет к гипотенузе и показываем, что катет в два раза больше гипотенузы. Учитель демонстрирует на модели треугольника (а дети за партами проверяют на своих моделях).

А чтобы окончательно убедиться докажем это свойство.

Запишем в тетради свойство № 2.

Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 300 равен половине гипотенузы.

Делаем чертеж

Дано: Треугольник АВС, (угол А=900)

угол В=300 .

АС, АВ - катеты, ВС - гипотенуза.

Доказать: АС= 1/2 ВС.

Доказательство: Приложим треугольник DАВ равный треугольнику АВС к стороне АВ, следовательно DА=АС, DВ=ВС, угол С = углу D = 600 , D A C угол АВС = углу DВА = 300

Треугольник DВС - равносторонний по определению.

Рассмотрим равнобедренный треугольник DВС с основанием DВ, DС = ВС, но АС = 1/2 DС, следовательно АС = 1/2 ВС что и требовалось доказать. (Еще раз проговариваем свойство).

4. На закрепление № 257. (У доски работает ученик.)

Дано: треугольник АВС (угол С = 900)

угол ВАD =1200 - внешний.

АС+ АВ = 18 см.

Найти: АС и АВ.

Решение: Рассмотрим треугольник ВАС, угол САВ = 1800 - 1200 = 600.

(по сумме смежных углов) Угол В = 900- 600 = 300 . (По первому свойству).

АС= 1/2 АВ (по второму свойству), АВ = 2 АС. Так как АС + АВ = 18 см, то АС + 2АС = 18, 3 АС = 18, АС= 6 см. АВ= 18 - 6 = 12 см.

Ответ: 6 см и 12 см.

5. Ребята, запишите домашнее задание: (домашнее задание записано на доске)

п. 34 вопросы 10, 11 страница 90, № 256, 258.

6. Устные примеры.

7. Итог урока.