М.Пришвин. "Золотой луг"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек;
  • учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
  • развивать и обогащать  речь учащихся,  творческое мышление, эмоциональную сферу;
  • воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова,  желание больше читать произведений писателей о природе.

ХОД УРОКА

Введение в урок

(Приложение 1. Слайд 1.)

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, детки, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
(Дети проводят зарядку)
Мы зарядку одолели
И теперь мы тихо сели.

(Приложение 1. Слайд 2.)

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, с его замечательным рассказом «Золотой луг». В течении всего урока, за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие одуванчики и в конце урока по количеству набранных одуванчиков выставлю вам отметки. (У кого будет 5 и более одуванчиков получат пятёрки, у кого 4 – четвёрки, у кого 3 – тройки.)

1. Речевая гимнастика

– Сейчас мы поработаем над скороговоркой для подготовки артикуляционного аппарата.

У осы не усы, а усики.

Проговариваем скороговорку вместе, произнося каждое слово артикуляционно верно. Повторяем несколько раз, каждый раз ускоряя темп речи.

2. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайд 3.)

Рассказ М.М.Пришвина «Разговор деревьев». Поработаем в парах. Читаем в полголоса домашний рассказ, оцениваем друг друга. (После прочтения проверяем, как дети оценили друг друга)

– Ребята, вспомните, на прошлом уроке мы говорили о Пришвине, что он наблюдательный человек. (Приложение 1. Слайд 3, появляются слова) Он писатель-натуралист, любитель природы, он написал много рассказов о природе для детей и взрослых. А ещё его можно назвать волшебником! Читая рассказ «Разговор деревьев», мы убедились в этом.
– За что человека можно назвать волшебником?
– Какое волшебство придумал Пришвин? (Шоколадная почка с зелёным хвостиком, на кончике которой висит большая прозрачная капля; осинка, как зелёная свечка, деревья шепчутся)

3. – А сегодня мы узнаем ещё об одном волшебстве, рассказ «Золотой луг» тоже волшебный. (Приложение 1. Слайд 4.)
Давайте послушаем рассказ, последим за автором. Слушая рассказ и прочитывая его, подумайте над вопросом: Почему луг золотой? (Приложение 1. На слайде 4 нажать на звоночек-проигрыватель)

4. Словарная работа

– Ребята давайте обратим внимание на пиктограмму Т. Это работа с толковым словарём. Найдите в тексте слова, требующие объяснения. слова: промысел, в пяту, фукну.
– Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой?
– Ребята, прочитайте, что сказал учёный кот? Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок! Вы разделяете мнение кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика? (Приложение 1. Слайд 5.)

Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок. О том, почему цветок стал одним из самых интересных для него, герой говорит в последнем предложении текста: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

– Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека?
– Докажите своё мнение строчками из текста.
– Кот сказал: «Чтобы доказать, надо ещё раз перечитать рассказ с начала до конца». Ты соглашаешься с котом?

(Перед повторным прочтением текста провожу зрительную гимнастику)

5. Зрительная гимнастика

Глазки влево,
Глазки вправо,
Вверх и вниз,
Потом кругом,
Глазки сильно мы сожмём,
А потом откроем быстро,
Покачаем влево, вправо,
А потом все улыбнувшись,
Друг на друга поглядим.

6. Перечитываем повторно текст, вслух правильно и выразительно

– Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу  раскрывает свои секреты?
– Так кому же она их раскрывает?
– Так сказать можно, потому что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.
– Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине: (Приложение 1. Слайд 6)

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

– Пришвин был тем человеком, который любил природу, понимал её.
– Не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие природу люди.

Физминутка

Мы ребята малыши
По дороге длинной шли
Шли по полю, шли по лугу
Одуванчик там нашли.
Одуванчик луговой
Он качает головой.
Только солнышко взойдёт,
Он на ножке подрастёт,
Весь распустится цветок.
А вот солнышко зайдёт,
Снова спрячется цветок.
Мы по полю долго шли
Наконец в музей пришли.

7. Итак, мы отправляемся в «Музейный дом», где найдём картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи».

– Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими?
– Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже – прямо над кувшином.
– Как художник это показывает?
– У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые, склоненные вниз головки.
– Какие цветки, словно не согласны с тем, что их сорвали, – сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?
– Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.
– Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?
– Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, золотисто-жёлтого цвета, как поле подсолнухов. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо. С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?

Важно, чтобы школьники поняли смысл главного наблюдения художника: подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.

8. Итог урока

– Кому природа раскрывает свои секреты? Только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек, может увидеть все её секреты. М.Пришвин и Ван Гог настоящие волшебники. Давайте, мы тоже сотворим своё волшебство. На улице ещё холодно, кругом лежит снег, а в нашем классе распустится золотой луг. Возьмите свои одуванчики и прикрепите их на доске.

Отметки за урок ставятся за набранное количество одуванчиков.