Выражение намерений через украшение. 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Цель: научить учащихся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное.

Задачи:

  • Формирование художественной культуры учащихся; дать представление о возможности выражения намерений, целей через украшение предметов;
  • Развитие способности ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе;
  • Воспитание нравственных эстетических чувств.

Оборудование:

  • Для учителя:    компьютерная презентация (Приложение), шаблоны кораблей, образец работы.
  • Для учащихся: краски, кисти.

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Изучение нового материала.
  3. Повторение.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. – Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть. Проверьте, все ли у вас приготовлено к уроку. Садитесь.

2. (Приложение. Слайд 1)

– Тема сегодняшнего урока «Выражение намерений через украшения».

(Приложение. Слайд 2)

– Цели нашего урока:

  • Познакомиться с историей о древних парусных кораблях;
  • Выяснить: можно ли передать намерения через украшения;
  • Выполнить практическую работу

– Мы, к сожалению, не знаем, кто придумал первую лодку. Произошло это так давно, что те времена называют доисторическими. Современные историки считают, что древнейшие люди плавали просто на том, что попадалось им под руку. Например, на поваленных деревьях.
– А вы плавали на бревнах?
– Удобно? Почему?
– Постепенно люди догадались, что, если дерево очистить от ветвей и выдолбить, оно поплывет быстрее. Так, собственно, и появились первые лодки.
Одна из самых древних цивилизаций, которые нам известны, – египетская. Единственная река, которая там протекает и без которой жизнь в тех краях вообще была бы невозможна, – Нил. Только по этой реке и можно было переправлять грузы и людей из северной части египетского государства в южную. Но на чем? Если вам когда–нибудь приходилось решать подобную задачу, то наверняка первое, что просилось на ум, – это плот. Плот можно легко изготовить, и он способен перевозить гораздо более тяжелый груз, чем лодка. Однако в Египте почти ничего, кроме тростника и папируса, по берегам Нила не растет. Папирус похож на обыкновенную осоку, которую и в наших краях можно встретить, – трава травой. Но когда эту траву собирали, высушивали и связывали в пучки – получался неплохой материал для постройки плота. Им вполне мог управлять один человек с длинным шестом в руках. Правда, толкать плот шестом на протяжении многодневного путешествия – дело очень утомительное. Надо было придумать что-то другое.

– Как вы думаете, что придумали египтяне?

– Верно, египтяне придумали парус – одно из самых великих изобретений всех времен и народов.
Плоты плавали медленно. Чтобы плыть быстрее, надо было сделать так, чтобы передняя часть плота лучше преодолевала сопротивление воды. То, что в результате получилось, уже не было плотом, но и не было лодкой. Это уже было похоже на корабль. И у него появились нос, корма и борта. (Приложение. Слайд 3) Египетские корабли, как и плоты, тоже поначалу делались из папируса.
Кроме паруса, древние египтяне придумали и другую нужную вещь, без которой кораблю никак не обойтись, – руль.
Корабли были не только торговые, но и военные.

– Как вы, ребята, думаете, чем отличается торговый корабль от военного? (Приложение. Слайд 4)

– Торговые корабли по сравнению с узкими и длинными военными кораблями были более тяжелыми и неуклюжими. В носовой части военного корабля находился «клюв» – таран, а над ним изображение головы животного: крокодила, барана.
В конце первого тысячелетия нашей эры заявили о себе знаменитые викинги.жили они в Северной Европе, где пасмурно, ветрено, холодно и почти ничего не растет, кроме деревьев.

(Приложение. Слайд 5)

Посмотрите, ребята, на корабль викингов, как вы думаете, дружелюбный был этот народ или нет? Обоснуйте ответ.Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли их как следует пограбить, если они живут побогаче. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это почти побежденный противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечестии, а по бортам укрепляли угрожающе размалеванные щиты.

– Жители Русского севера – поморы – всегда были хорошими мореходами. Не хуже викингов. (Приложение. Слайд 6)

– А поморы, на ваш взгляд, какие? Только убивать и грабить они не любили, а занимались торговлей и промыслом морского зверя и рыбы. А теперь – внимание на доску.

(На доске – полоса ватмана, на которой нарисовано море и прикреплены корабли белого цвета).

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

– Флот царя Салтана отправился к царю Гвидону, но вот на горизонте матрос замечает приближение другого флота.
– Как, ребята, вы думаете, можно ли определить, какой флот приближается: флот, едущий на праздник или флот, идущий на недоброе, темное дело?
– Что может быть изображено на парусах?

3.Какие цвета мы будем использовать?Теплые (Приложение. Слайд 7) и холодные (Приложение. Слайд 8).

4. – А у нас здесь поработал злой волшебник, взял и стер все краски с кораблей. И теперь непонятно, где флот царя Салтана, где флот пиратов.
– Как вы, ребята, думаете, какое сегодня у вас будет задание? Верно, вам нужно восстановить краски.
– Давайте, половина класса будет восстанавливать корабли царя Салтана, а другая половина – корабли пиратов. (Делю класс на две половины.) А сейчас возьмите каждый свой кораблик.

Физминутка.

(дети выполняют движения за учителем)

Я хотела рисовать,
Но не знаю, как начать.
Краски – маски, где вы?
Я возьму три краски основные,
Эти краски не простые:
Из них состоят все другие.

– Где эти краски основные? (Дети называют основные краски)

(Приложение. Слайд 9)

– Посмотрите, ребята, на экран и скажите, где чей флот и объясните.

Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
На парусах-то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом,
Грозный корабль нарисуй на бумаге!
Теперь представь корабль иной
Сверкает парус над волной…
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела…
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, –
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как парад,
Ты в самый праздничный наряд.

В. Калинкин

Вопросы по заданию есть? Приступаем к работе.

5. Корабли наши готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось? ( восстановленные корабли возвращаем на ватман )

– Посмотрите, правильно ли вы восстановили флот царя Салтана? А флот пиратов?
– Как можно ли передать намерения через украшения?
– Молодцы, вы замечательно справились с поставленной задачей.

(Приложение. Слайд 10)

– А сейчас мы с вами обратимся к «Словарю терминов» и попробуем объяснить следующие слова:

  • Добро
  • Зло
  • Прекрасное
  • Безобразное
  • Мужество
  • Скромность
  • Сочувствие

6. – Давайте подведем итог нашему уроку. Что нового вы узнали на уроке?

7. Домашнее задание: принести все работы за четверть.