Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Разделы: Литература


За последние годы трудно представить себе образовательное учреждение, которые бы не рассматривали свое развитие как освоение образовательных инноваций. Практика показывает, что использование учителями даже самых эффективных методик преподавания отдельных учебных дисциплин само по себе не обеспечивает желаемого образовательного результата.

Думается, что помочь выпускникам в овладении умениями, необходимыми и в будущей профессиональной деятельности, может в полной мере исследовательский проект. Эта личностно – ориентированная технология, позволяющая формировать коммуникативную компетентность учащихся, в основе которой лежит развитие личностного и творческого потенциала учащихся, навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Может показаться, что исследование и проектирование – абсолютно разные и суверенные предметы. Исследование есть углубление в теоретическую проблему, свободный научный поиск, предполагающий максимум индивидуального творческого вклада и лишь разумный минимум регламентирующих рамок. Проектирование подразумевает четкую организацию работы (как правило, командной), направленной на достижение поставленной цели в установленные сроки.

Как же объединить такие разные стратегии в едином понятии? Можно сочетать в себе проектные и исследовательские виды деятельности, максимально используя преимущества каждой из них; формировать оба типа личности и обеспечивать учеников средствами навигации для движения в обоих направлениях. Тем более что реализация проекта может включать в себя этапы исследования, а исследовательский интерес – подтолкнуть к проектированию.

Более востребованной является, проектная деятельность, которая обеспечивает решение конкретных сегодняшних задач; исследования нацелены на завтрашний день и являются более плодотворными.

Учитель призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Метод проектов позволяет школьникам освоить умение построения цепочки: от идеи через цели и задачи мозгового штурма до реализации и защиты своего проекта.

Основной функцией педагога становится консультирование, помогающее юному исследователю в процессе выполнения проекта реализовать технологическую цепочку, звеньями которой являются:

1) выбор учеником на основе сформировавшегося интереса темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);

2) определение целей и задач проекта;

3) работа над проектом и написание отчета;

4) защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной работы, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем. Однако для учеников – это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие.

Одним из наиболее сложных вопросов при организации учебных исследований среди учащихся является распределение ролей в коллективе: генераторы идей, критики,

реалисты, эксперты. Следует отметить, что при систематической работе через некоторый промежуток времени большинство школьников могут выступать в любой роли исследователя. Главное, при распределении этих ролей исходить прежде всего из желания самого ученика выполнять ту или иную функцию.

В лицее № 135 г. Екатеринбурга такая деятельность на уроках литературы является частью учебного процесса. Учителем используется система дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам, принципам проектной деятельности. Фрагменты проектной деятельности вводятся в 5 классе на уроках сопоставительного анализа. Задания: “Сделай подборку пословиц (поговорок, мудрых мыслей) на определенную тему. Проиллюстрируй их”. Обязательна выборка художественного текста, помогающая выделить изобразительно – выразительные средства, авторскую характеристику героев, художественные приемы. Это мини– проекты: приготовить викторину в картинках, подготовить и представить творческую работу, предполагающую исследовательский анализ. Такие задания формируют соединение теоретических знаний с практическим использованием.

В 6-7 классах ученики способны создать компьютерную презентацию. Им предлагаются мини-проекты: экскурсии, ролевые проекты (выступают в роли историков, географов, исследователей текста, художников). Очень нравятся творческие проекты: театральные уроки, выпуск поэтических сборников (стихи одного автора, тематическая подборка, стихи собственного сочинения), выпуск литературной газеты (деловая игра). Работа проходит по отделам, в каждом отделе – распределение ролей. На уроках русского языка, литературы все ученики 5–7-х классов учатся писать мини-сочинения, работать в таких жанрах, как хроника, заметка, репортаж, интервью, делать анализ текстов по предложенному плану.

На первых порах (5 класс) ученики сталкиваются с трудностями при публичном выступлении, выборе и форме подачи материала, его оформлении. О выполненной работе нужно не просто рассказать, ее следует защитить, как и всякое серьезное исследование. А члены “высокой комиссии” (педагоги, родители, старшеклассники) должны все оценить в соответствии с выделенными критериями.

Работы учеников 5–7-х классов оцениваются по следующим критериям: актуальность темы (степень интереса к ней); самостоятельность работы, ее логичность и убедительность; увлекательность защиты, умение юного автора общаться с аудиторией и “держать удар”, т.е. отстаивать свое мнение.

И еще: творческая деятельность ребенка или детской команды должна быть доведена до практической реализации. Это может быть публичное представление, публикация страниц в школьной газете, участие в конкурсе, выставке, фестивале.

В 8–11-х классах те же лицеисты овладевают приемами написания рецензии, эссе, резюме, выполняют исследования по важным проблемам: “Шедевры русской (зарубежной) классики”, “Жизнь замечательных людей”. Итогом изучения монографических тем является участие в семинарах и деловых играх. Активно используются Интернет-ресурсы. Это позволяет публиковать материал на сайтах, участвовать в обсуждении в форумах (по проблематике произведения, написать свой отзыв о просмотренном спектакле, прочитанной книге).

Участвуя осенью 2009 года во Всероссийской акции “Мы за читающую Россию”

( газета “АиФ”), ученики 9 класса подготовили проект “Читать модно? Размышления о читателе XXI века”. Были представлены работы по направлениям: русская и зарубежная классика, современная литература, тенденции развития литературы начала XXI века, Радует, что проекты носили творческий характер, наряду с классическими произведениями (“Евгений Онегин”, “Овод”, “Портрет Дориана Грея”) были представлены тексты Б.Акунина “Статский советник”, “Фантастика”, Д. Глуховского “Метро 2033”. Ученики класса приняли участие в голосовании по определению 100 самых читаемых произведений (ТОП – 100). В 2010 году учениками этого же класса был представлен творческий проект “Современный читатель: потребитель или соавтор?”

Мини-исследования, создание и защита учебных проектов становятся повседневной учебной практикой, являются средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Это позволяет расширить рамки классно-урочной системы, т.к. материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Темы для исследовательских работ подбираются совместно с учениками.

Использование исследовательско – проектной деятельности позволяет судить об эффективности данного направления. Лицеисты – активные участники фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Проект учащихся 7-х классов “Путеводитель по зарубежной литературе” в 2007 – 2008 учебном году был представлен на городской конкурс “Открытый урок чтения”. В 2008 – 2009 учебном году проект учащихся 6 “В” класса “Д.Н. Мамин – Сибиряк – певец родного края” занял 1 место на районном конкурс “Жизнь замечательных людей”.

В течение последних 3 лет ученики являются победителями районного конкурса “Суперчитатель”, ежегодно являются победителями районного тура НПК, участвуют в защите проектов в центре “Одаренность и технологии”, городском конкурсе “Филологический калейдоскоп”. являются активными участниками региональной олимпиады по основам наук, международного фестиваля “Поэтический марафон”.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников привносит в в процесс обучения новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы.

В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.

Проектная технология развивает различные виды деятельности, дает возможность ученику представить себя и результаты своих исследований, овладеть способами совместной деятельности группе (групповой проект), учится приемам действий в ситуациях общения, поиска и нахождения информации. Это дает возможность повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся в их познавательной мотивированности, способствует социализации школьников.

Исследование эффективности метода проекта показывает: уровень знаний, полученных по методу проекта, был наиболее высоким, ведь то, что добыто самостоятельно, сохраняется в памяти дольше остального.

Фото