Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Разделы: История и обществознание


10 класс (2 часа)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии.

Цели:

  • Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими крупными русскими городами.
  • Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно-следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом.
  • Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку зрения оппонента.

Оборудование: карта русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII–XIV вв., мультимедиа, исторические тексты, лист контроля.

Информационные источники:

  • Исторические карты русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII- XIV вв.http://technolog.edu.ru/kaf/ionk/DocLib2/Forms/AllItems.aspx
  • Ионов И.Н. Российская цивилизация IX - начало XX века. М. 1998.
  • Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М. 1992.
  • История России с древнейших времён до второй половины ХIX века. Курс лекций под редакцией Б.В. Личмана. Екатеринбург. 1994.

План урока:

  1. Русские земли на рубеже XIII- XIV вв.
  2. Предпосылки объединения русских земель.
  3. Причины возвышения Москвы.

Ход урока

I этап урока (актуализация знаний)

Учитель: Рассмотрим положение Руси на рубеже XIII- XIV вв.

Как изменилось положение Руси в XIII в.?

Обучающиеся: Русь в 13 в. попала под влияние Орды.

Учитель: Какие последствия для русских земель имела зависимость от Орды?

Обучающиеся:

  • ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них;
  • были разрушены и разорены города;
  • были забыты многие ремесла;
  • Русь выплачивала Орде огромную дань;
  • в хозяйственном развитии северо- восточные княжества оказались отброшенными на 50-100 лет;
  • началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских княжеств;
  • прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными;
  • изменился и характер княжеской власти.

Учитель: Какие земли подверглись разрушению в период нашествия Батыя?

Обучающиеся: Наибольшему разорению подверглась Северо-Восточная Русь и южные княжества Руси. В наименьшей степени были затронуты нашествием земли Северо-Западной Руси:

  • Новгородская земля;
  • Полоцкое княжество;
  • Смоленское княжество;
  • Турово-Пинское княжество.

(Обучающиеся сопровождают ответ показывая княжества на карте).

Учитель: В результате, степень зависимости русских земель от Орды была различная т.е.:

  • Южные- лесостепные районы, пограничные со степью Руси непосредственно вошли в пределы золоордынских владений и напрямую управлялись ордынскими наместниками(мурзами).
  • Северо-восточные, лесные районы (Владимиро-суздальское княжество, Рязанское княжество, Муромское княжество) попали в вассальную зависимость еще при Ярославе Всеволодовиче и Александре Невском, которые добровольно присягнули на верность ордынскому хану, получив ярлык.
  • Северо-западные земли подчинялись ордынцам формально. Только Новгород и Псков платили дань ордынцам со времён Александра Невского.

При этом, северо-западные земли полностью сохранили свою политическую самостоятельность. Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское княжества избежали ордынского контроля за счет перехода их под власть Великого Литовского княжества.

Чтобы понять положение Руси, необходимо рассмотреть этнополитическую ситуацию в соседних с Русью территориях: Великом княжестве Литовском и Золотой Орде.

II этап урока (изучение нового материала в форме индивидуальной работы с историческим текстом)

Учитель: При изучении нового материала, вы должны заполнить лист контроля. (Приложение №1)

Индивидуальная работа обучающихся с историческим текстом.

Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв.( фрагмент учебного пособия «Российская цивилизация IX - начало XX века» И.Н.Ионов). Приложение №2. (на работу 10 минут)

Учитель: С чем связан быстрый территориальный рост Литовского государства?

Как складывались отношения литовского и русского населения до принятия Литвой католичества?

Как сказалось на русско-литовских отношениях сближение Литвы с Польшей и принятие Литвой католичества?

Индивидуальная работа с историческим текстом Золотая Орда: мифы и реальность( фрагмент курса лекций под редакцией Б.В. Личмана «История России с древнейших времён до второй половины XIX века») (Приложение №3) (на работу 10 минут)

Учитель: Насколько развитым государством была Золотая Орда?

Какие факторы обусловили расцвет Золотой Орды?

Какую роль сыграло принятие ислама Золотой Ордой во взаимоотношениях Руси и Орды?

Учитель: Какую угрозу для русских земель создавало усиление Литвы и Орды?

Обучающиеся: потеря государственности Руси и культурно-цивилизационных основ существования русского народа.

Учитель: угроза потери государственности и культурно-цивилизационных основ Руси является важнейшей внешнеполитической предпосылкой объединения Руси.

Учитель: Назовите внутренние предпосылки объединения Руси?

Обучающиеся: сохранение единой культуры, языка, религии.

III этап (изучение нового материала в форме групповой работы)

Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва.

Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель?

(Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание)

Работа в группах с источниками.

1-я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4.

2-я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5.

3-я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6.

Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов. Характеристика должна включать в себя:

  • особенности географического положения;
  • экономическое развитие;
  • роль в политической и культурной жизни русских земель.

На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля.

(Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к выводу, что больше всего шансов было у Москвы.)

Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы.

Обучающиеся:

  • удачная политика московских князей;
  • переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;
  • отдаленность от внешней опасности;
  • покровительство хана Золотой Орды;
  • Москва находилась на перекрестке торговых путей.

IV этап (закрепление изученного материала)

Учитель:

  • Какие возможные альтернативы развития русских земель вы можете выделить?
  • Почему из всех возможных альтернатив реализовалась только одна - объединение Руси под руководством Москвы?

В конце урока учитель собирает лист контроля выставляет учащимся оценки за работу на уроке. Лист контроля отдается обучающимся.

Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:

  • Почему литовско-русский вариант российской цивилизации не смог стать господствующим?
  • Почему во главе процесса централизации русских земель стало именно Московское княжество? Какую роль сыграла политика московских князей? Какова в этом роль церкви?