Дидактические материалы для подготовки к ГИА при изучении темы "Виды придаточных предложений"

Разделы: Русский язык


Перед учителями, работающими в 9-х классах, стоит трудная задача: изучить достаточно объёмный и сложный материал по теме «Сложное предложение» и подготовить учащихся к сдаче ГИА. Если дополнительных часов на подготовку к ГИА не выделено, то приходится совмещать и изучение новых тем, и разбор заданий ГИА.

Предлагаю дидактический материал, который можно использовать на уроках при изучении темы «Виды придаточных» и при этом отрабатывать некоторые задания тестовой части ГИА.

Текст № 1.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Из всех людей когда..либо встречавш..хся с Чехо­вым не было кажет..ся ни одного кто вспом..ная о нем не отмет..л бы в нем этой глубоко народной чер­ты — лютой не..нависти к самовозвеличению и чванст­ву. 2) Нельзя было поверить, что тот перед кем благ..г..­веет вся страна может до такой степени не..ощущать своей славы.

3) Впрочем мало сказать что он не..ощущал ее. 4)Он словно задачу перед собой поставил не выпяч..вать ни перед кем своего «я», не угнетать ни­..кого своими заслугами не извл..кать из своего даро­вания ни..каких пр..в..легий.

5) Одно лишь условие поставил он той б..бл..отеке которой жертвовал тысячи книг «Пожалуйста ни..ко­му не говорите о моем участии в б..бл..отечных де­лах».

6) Всем памят..н ра…каз Станиславского как на р..­п..тиц..и своего «Вишневого сада» Чехов, не..смотря на просьбы актеров, отказался занять подобающее ему место за реж..с..ерским столом а спрят..лся в зритель­ном зале в задних рядах в..потемках так что тот кто разглядел бы его там не поверил бы что это автор пье…ы.

(По К. И. Чуковскому)

  1. Озаглавьте текст.
  2.  подчеркните грамматические основы предложений
  3. укажите с помощью скобок главные и придаточные предложения, составьте их схемы.
  4.  определите вид придаточных предложений.
  5.  из предложений 1 абзаца выпишите сложное слово.
  6.  укажите предложения с вводными словами.
  7.  Среди предложений 1-4 укажите то, которое имеет обособленное определение и обстоятельство.
  8.  Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
  9.  Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью согласование.
  10. Из предложений 9-10 выпишите слово, в корне которого происходит озвончение, но пишется глухая согласная.

Текст № 2.

Владимир Гиляровский

(1)Н..что к..нечно не может дать такого точного ощущения прошлого как встреча с живым его св..дет..лем. (2)Особенно с таким своеобразным и т..лантл..вым св..дет..лем каким был Владимир Алексеевич Гиляровский — человек не..укр..тимой энергии и не..укр..тимой добр..ты.

(3)Гиляровский прои..х..дил из искон..о русской семьи отл..­чавшейся строгими прав..лами и узаконен..ым из п..к..ления в п..к..ление не..торопливым бытом. (4)Естествен..о что в такой семье р..ждались и р..сли люди цельные крепкие ф..зически силь­ные. (5)Гиляровский л..мал пальцами рубли и ле..ко ра..гибал под­ковы. (6)Однажды он пр..ехал на побывку к отцу и ж..лая пока..зать свою силу зав..зал узлом к..чергу. (7)Глубокий старик отец не на шутку ра…ердился на сына за то что тот портит домаш­ние вещи и тут же в сердцах разв..зал к..чергу.

(8)В жизн.. Гиляровского было много случаев ..делавших его в нашей памяти почти л..г..ндарным.

(9)Естествен..о что человек такого размаха и своеобразия как Гиляровский не..мог ок..зат..ся вне передовых людей и писат..лей своего времени. (10)С Гиляровским дружили Чехов Бунин Куприн Шаляпин многие актёры художники и лите­раторы. (11)Но п..жалуй Гиляровский мог г..рдит..ся ещ.. больше тем что был широко известен и любим среди московской бедн..ты.

  1. вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид придаточных.
  3. Из предложения 3-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  4. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от её значения.
  5. Из предложений 3-7 выпишите слова, правописание при­ставки в которых определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на 3- (С-), перед глухим согласным пи­шется буква С»
  6. Замените словосочетание московской бедноты (пр. 11), построенное на основе связи согласование, на омонимичное словосочетание со связью управление.
  7. Укажите номера предложений с вводными словами.
  8. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
  9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
  10. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
  11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

Текст № 3.

9)Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и пока хозяин книги то ли отвлекся то ли вышел начал читать. (10)С первых же страниц я так был захвачен сюжетом что потом стал судорожно искать у кого бы найти эту книгу взять домой и прочитать. (11)Ни у кого из наших знакомых ее не оказалось но кто-то посоветовал мне пойти в читальный зал. (12)Я тогда даже и не подозревал что есть такое учреждение.

(15)Моему увлечению чтением способствовали мама и отец которые сами любили читать. (16)Они не раз дарили мне книги на день рождения. (17)Хотя родители и ругали меня постоянно что я читаю, лежа в постели но я уже не мог отвыкнуть от этого. (18)И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

(19)Я очень полюбил книги Паустовского особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена я потом увидел его картины в Эрмитаже когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены.

(22)Потом я открыл для себя Александра Грина а когда во времена «оттепели» стало издаваться все больше настоящей литературы появилась возможность читать Есенина Бунина...

(23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети Любовь Федоровна которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось что она знает о литературе все. (26)Видимо это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (27)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал какую бы книгу ни называл оказывалось что она ее или прочитала или знает о ней и я брал много книг у нее. (28)При этом она строго следила за тем что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно Нет это тебе еще рано читать возьми лучше эту книгу .

(По Ю. Сенкевичу)

Задания.

  1. Поставьте знаки препинания, укажите главное и придаточное, вид придаточного.
  2. укажите количество грамматических основ в предложении 27.
  3. Из предложений 9-12 выпишите глагол, в суффиксе которого пишется безударная  гласная буква О , потому что в форме 1 лица настоящего времени он заканчивается на –УЮ.
  4. Из предложений 27-28 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  5. Из предложений 19-20 выпишите слово, в суффиксе которого написание Н определяется правилом: В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н.
  6. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
  7. замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление, на синонимичное со связью согласование.
  8. Среди предложений 17-20 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
  9. Среди предложений 23-27 найдите предложения с вводным словом.
  10. Среди предложений 23-27 найдите бессоюзное сложное предложение.