Творческие мастерские преподавателя как форма организации инновационного пространства техникума

Разделы: Администрирование школы


Социально-экономические преобразования в российском обществе предопределяют существенные изменения в системе профессионального образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации содержит в качестве основных целей и задач систематическое обновление всех аспектов образования; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и обладающих профессиональной мобильностью.

Поиск путей совершенствования системы образования заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.

В целях обеспечения формирования инновационного образовательного пространства техникума были организованы творческие мастерские (творческие группы) преподавателей, внедряющих в учебный процесс инновационные педагогические технологии.

Цель проекта:

повышение профессиональной компетентности преподавателей, улучшение качества и результативности учебно-воспитательного процесса техникума, развитие и диссеминация инновационного педагогического опыта в области внедрения образовательных технологий.

Задачи проекта:

– формирование положительных мотивов, потребности педагогов заниматься научно-исследовательской работой, создание условий для реализации их творческого потенциала;
– апробация и распространение инновационных образовательных технологий;
– развитие профессионализма педагогов, конструирование новых форм педагогической деятельности.

Этапы проекта:

1-й этап – информационно-мотивационный: выявление необходимости изменений в организации учебно-воспитательного процесса, изучение научной литературы, имеющейся инновационной практики.

2-й этап – подготовительный: организация творческих групп преподавателей на основе общности педагогических интересов и потребностей, проведение проблемно-методологического семинара по тематике инновационных образовательных технологий.

3-й этап – основной: внедрение в учебный процесс педагогических технологий, организация мастер-классов, фестивалей и т.д. с целью показа опыта.

4-й этап – обобщающий: анализ полученных результатов, описание педагогического опыта использования образовательных технологий.

5-й этап – заключительный: подготовка рекомендаций по использованию опыта внедрения педагогических технологий в практику работы педагогического коллектива.

Предполагаемый результат: преподаватель, обладающий высокой профессиональной компетентностью.

Содержание проекта.

Сегодня любой, даже далекий от работы в сфере профессионального образования человек понимает, что в этой сфере не все так идеально, как хотелось бы, и что изменения необходимы. Потому, что меняется жизнь, причем стремительно и необратимо, и с помощью устаревших методов и форм обучения не получается уже подготовить специалистов, востребованных современным рынком.

Что бы ни говорили о советской системе образования – в ней было много плюсов. Именно она позволила подготовить большое количество высокопрофессиональных специалистов в различных областях, но она же в соответствии с господствовавшей в экономике того времени идеологией плановости не позволяла делать их гибкими, восприимчивыми, готовыми к разным изменениям. Когда распался Советский Союз, исчезла не только великая империя. Исчезла идеология социалистического хозяйствования. На смену ей очень медленно и трудно стала приходить идеология рынка, конкурентной среды, обостренно-болезненной (характерной для периода становления) борьбы за свое место под солнцем.

Система образования, по природе своей консервативная, не смогла быстро среагировать на эти изменения. Результаты не заставили себя ждать – подготовленные “по старинке” специалисты с трудом находили себе работу, работодатели не спешили предлагать им хорошие зарплаты, не будучи уверены в их компетентности и способности соответствовать новым стандартам жизни. В связи с этим из-за отсутствия квалифицированных кадров переход экономики на рыночные рельсы заметно пробуксовывал.

Постепенно необходимость перемен в сфере образования стала очевидна для всех. Серьезным поводом к этому стало присоединение России в 2003 г. к странам-участницам Болонского процесса. Оставаться в стороне от европейских процессов уже не представлялось возможным. В 2006–2007 годах в нашей стране начал осуществляться национальный проект “Образование”. Выделенные средства позволили многим учебным заведениям укрепить свою техническую базу, разработать новые образовательные программы.

Накопленный опыт наглядно продемонстрировал – улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов явно недостаточно. Проблема не только в том “чему мы учим”, но и в том “как учим”. Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных образовательных технологий формирование у студентов не только профессиональных, но и других, необходимых в современном социуме, компетенции не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволят искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения – формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике.

Содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования, должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности студента. Такой подход возможен только на основе выработки новых идей, их апробирования и внедрения в практику деятельности образовательного учреждения.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: “Не догонять прошлое, а создавать будущее”. В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно.

Реализация новых подходов к задачам профессионального образования подтолкнула коллектив творчески и нестандартно работающих педагогов техникума к идее создания творческих лабораторий, в которых осуществляется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа в области изучения и внедрения инновационных образовательных технологий, позволяющих повысить качество обучения.

Технологи профессионального образования рассматриваются сегодня не только как совокупность педагогических механизмов подготовки конкурентноспособных специалистов, но и как открытая система, позволяющая оптимизировать учебный процесс в соответствии с прогнозируемым высокоэффективным результатом, востребованным работодателем.

Работа творческих групп преподавателей, внедряющих в образовательный процесс техникума инновационные педагогические технологии, основана на Положении о творческих мастерских преподавателей (Приложение 1).

Согласно этому положению творческой группой называется объединение педагогов техникума, заинтересованных в коллективном сотрудничестве по изучению, внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий с целью поиска оптимальных путей улучшения качества обучения.

Творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для членов группы и для коллектива в целом, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.

Творческие группы состоят из наиболее опытных педагогов, имеющих склонность к научно-исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме, не исключается участие и молодых, творчески настроенных педагогов.

Участники группы разрабатывают план работы на учебный год, который встраивается в план работы методической службы техникума.

В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний творческой группы.

Задачи работы творческой мастерской:

  1. Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников.
  2. Проектирование процесса совершенствования педагогической практики.
  3. Проведение экспериментальной апробации инновационных образовательных технологий, анализ эффективности их внедрения.

Основные формы работы творческой мастерской:

  • защита проектных работ;
  • проблемно-методологические семинары;
  • фестивали педагогических идей;
  • мастер-классы;
  • круглые столы и многое другое.

О некоторых формах работы творческих групп будет рассказано подробнее.

Работа творческих групп выстраивается по следующему алгоритму:

1-й этап – информационно-мотивационный.
1.1. Обоснование актуальности избранной проблемы, определение путей ее разрешения.
1.2. Изучение имеющегося опыта по проблеме через анкетирование педагогов, посещение учебных занятий.

2-й этап – подготовительный.
2.1. Изучение литературы и передового педагогического опыта в аспекте проблемы.
2.2. Организация творческих лабораторий преподавателей.
2.3. Проблемный семинар по теории вопроса.

3-й этап – основной.
3.1. Испытание на практике модели опыта использования инновационных образовательных технологий, уточнение, корректировка его на основе коллективного обсуждения.
3.2. Открытые мероприятия с целью показа и обсуждения опыта.
3.3. Создание теоретического отчета о коллективном опыте.

4-й этап – обобщающий.
4.1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
4.2.Описание опыта в соответствии с алгоритмом.
4.3.Подготовка материалов к обсуждению.

5-й этап – заключительный.
5.1.Подготовка рекомендаций по использованию созданного опыта в практике работы педагогического коллектива. (1,2)

Творческий подход к делу выступает мощным фактором повышения качества и результативности педагогической деятельности. Поэтому креативное начало имманентно присуще педагогам.

В 2009 году в педагогическом коллективе техникума по данному направлению была проведена диагностика на оценку уровня творческого потенциала преподавателей.

Результаты с необходимыми рекомендациями были доведены до преподавателей.

Согласно полученным данным абсолютное большинство преподавателей не только осознают необходимость перемен в организации образовательного процесса, но и готовы активизировать опытно-экспериментальную деятельность, что способствует становлению инновационного образовательного пространства техникума.

Для осуществления такой деятельности педагогам необходимо постоянно повышать уровень профессионального развития.

В системе менеджмента качества, которая успешно функционирует в нашем техникуме, разработаны системные показатели профессионально-педагогической деятельности преподавателя, в том числе с учетом таких компонентов педагогической культуры, как методологический, проектный, рефлексивный, самообразовательный.

Данные мониторинга показывают, что, с одной стороны, педагоги готовы и могут организовывать внедрение инноваций в процесс обучения, но, с другой стороны, уровень самообразования и самосовершенствования не высок, что предопределяет необходимость тщательной предварительной подготовки в области инноватики. Несомненно, инновационная деятельность невозможна без профессиональной готовности педагогических работников к процессу нововведений.

На вопрос: необходима ли Вам специальная профессиональная подготовка для участия в инновационной педагогической деятельности: 86,5% педагогов ответила – “да”.

В целях удовлетворения информационно-методических потребностей преподавателей и развития их творческого потенциала в техникуме организована работа постоянно действующего проблемно-методологического семинара, в рамках которого рассматриваются актуальные педагогические проблемы, в том числе и использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий. (Приложение 2, Приложение 3.)

В настоящее время преподаватели техникума объединены в творческие группы по следующим инновационным образовательным технологиям:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • игровые технологии;
  • технология портфолио;
  • кейс-технологии.

Теоретические основы некоторых педагогических технологий, которые уже нашли применение в учебном процессе техникума, были представлены членами творческих групп на встрече с преподавателями в “Педагогическом кафе”. В интерактивной форме участники кафе познакомились с технологиями Портфолио, технологией развития критического мышления через чтение и письмо, кейс-технологиями и многими другими.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. В феврале 2010 года в рамках празднования Дня Российской науки руководители творческих групп организовали мастер-классы по применяемым технологиям. Мастер-класс – это форма занятия, направленная на описание того или иного метода обучения с проигрыванием фрагмента урока, где наиболее ярко этот метод прослеживается. В Мастерской инноваций педагоги смогли взглянуть на педагогические технологии с точки зрения их практического применения в учебном процессе. По итогам Мастерской инноваций был издан “Каталог инновационных образовательных технологий, используемых преподавателями техникума”.

Мероприятие показало, что мастер-класс – это креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей.

Одна из наиболее интересных и продуктивных форм представления результатов работы творческих групп – это Фестиваль педагогических идей. Это мероприятие способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, выявлению творчески работающих преподавателей, популяризации их опыта и позволяет выявить ведущие направления и инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, любое мероприятие, в которое вовлекается весь коллектив, создает условия для расширения профессионального общения и выступает как мотивационная среда профессионального и личностного развития педагогов.

В 2009 году на 1 Областном фестивале педагогических идей “Инновации в профессиональном образовании” открытые занятия с использованием инновационных педагогических технологий были представлены по трем направлениям: теоретическое учебное занятие в инновационном режиме; практическое учебное занятие в инновационном режиме; инновации в воспитании.

Участники фестиваля, используя такие педагогические технологии, как метод проектов, деловые игры, портфолио, кейс-стади и т.д., доказали эффективность применения основных принципов деятельностного подхода в обучении.

Выходом деятельности творческих групп преподавателей так же являются инновационные проекты, которые вызвали большой интерес и получили признание на всероссийских выставках, конкурсах, посвященных проблемам современного образования. Преподаватели техникума награждены:
– дипломом лауреата Международного конгресс-выставки “Образование без границ” за проект “Современные технологии в образовательном процессе” (2007 г.);
– дипломом Всероссийского форума “Образовательная среда – 2008” за проект “Инновационные технологии в обучении и воспитании” (2008 г.);
– дипломом Всероссийского форума “Образовательная среда – 2009” за разработку и демонстрацию проектов, направленных на модернизацию Российского образования (2009 г.);
– дипломом за представление педагогического опыта на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

Освоение новых технологий и технологизация учебного процесса является адекватным средством для запуска и разворачивания инновационной деятельности педагогов.

Организационно-методические и образовательно-формирующие возможности работы творческих групп состоят в следующем:
– создается позитивная профессионально-деятельностная взаимозависимость (целевая, функционально-ролевая, ресурсная);
– обеспечивается коллективная рефлексия деятельности;
– происходит замена оценивающей, осуждающей, контролирующей коммуникации внутри группы на описательную, поддерживающую, помогающую;
– создается общая коллективная ответственность за педагогические результаты своей профессиональной деятельности, осознанное отношение к выбору способов своего профессионального бытия.

Работа творческих лабораторий может рассматриваться как деятельность по консолидации знаний, опыта педагогических работников техникума в области использования инновационных образовательных технологий.

Сегодня образованию, педагогам, в частности учреждениям начального и среднего профессионального образования, предоставлена свобода педагогического и исследовательского творчества: участие в конкурсах инновационных проектов; разработка авторских программ по предметам и дисциплинам; исследовательская деятельность в рамках участия в экспериментальных площадках и многое другое.

В этих условиях педагогам необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных образовательных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал имеющегося педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Общество и, прежде всего, педагогическое сообщество, должно понять, что преобразования являются естественным состоянием системы образования, поскольку она призвана не просто отвечать современным требованиям развития науки, техники и технологии, но и постоянно опережать их, выступая базовым элементом прогресса.

В настоящее время педагогами техникума изучаются следующие педагогические технологии:

  • рефлексивно-оценочная саморазвивающаяся технология (РОСТ);
  • технология “Вариант” (метод шести шляп мышления);
  • технология “Дебаты”.

Педагог – одна из наиболее важных профессий современности. От уровня подготовки и профессиональных навыков педагогов зависит не только образованность подрастающих поколений, но как следствие, от их усилий зависит, какой будет человеческая цивилизация через несколько десятилетий. Педагогическая деятельность требует постоянного пополнения знаний и развития профессиональных навыков. Именно эту задачу призваны выполнять творческие мастерские преподавателей, в которых педагог выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

Слияние учебно-воспитательной и инновационной деятельности приводит к эвристическому резонансно-синергетическому эффекту, рождающему педагога-исследователя. Исследовательское начало поднимает педагога на высший уровень его профессионального мастерства, формирует исследовательский стиль деятельности. В этом заключается функция профессионально-педагогического самосовершенствования педагога.

Художник ищет новые закономерности и взаимосвязи композиции и техники, музыкант совершенствует технику исполнения, писатель осваивает новые приемы творчества, постоянно профессионально совершенствуясь. Настоящий педагог тоже “смешивает краски”, “разучивает этюды”, осваивает “новые приемы” – приемы педагогического мастерства. Подобно мастерским художников, актеров, певцов творческие лаборатории преподавателей помогают интенсивному переосмыслению профессиональной позиции, освоению новых, более эффективных, профессиональных умений, повышая опыт практической деятельности.

Если Вы заметили, что Вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
Марк Твен.