Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка"

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели: приобщение к народной культуре, углубление знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чуткости к родному языку.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Приложение 1. Слайд  1)

1-й ведущий: Добрый день!

2-й ведущий: Здравствуйте!

1-й: Мы рады видеть любителей русской частушки!

2-й: Мы рады петь вместе с вами!

1-й: Мы хотим, чтобы сегодня пели все!

2-й: И жизнь будет прекрасна!

1-й: Частушка… Частый…  Частить…  Первоначально она не имела общепризнанного названия. Её попросту называли «выкрикиваниями», которые сочиняют девушки и парни, выражая в них мимолётные порывы, чувства любви, ревности, злобы, зависти, насмешки...

2-й: А ещё чаще её называли просто «припевка».

1-й: Частушка – самый распространённый жанр песенной поэзии в русском фольклоре, т.е. в народном творчестве. Распространение она получила в ХIХ веке.

2-й: Частушка очень ярко и быстро  откликается на самые разнообразные темы современности.

1-й: Частушка, как и многие другие жанры фольклора, есть одновременно и памятник далёкого прошлого, и громкий голос современности.

2-й: Одна и та же частушка может существовать десятилетия, каждый раз применяясь то к одному, то к другому явлению жизни и подвергаясь иногда мелким, иногда довольно крупным изменениям.

1-й: Что же такое частушки как жанр? Их можно определить как короткие, большей частью четырёхстишные, рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах населения.

2-й: Наряду с четырёхстрочными, существуют (но гораздо в меньшем количестве) шестистрочные, трёхстрочные, а также двухстрочные частушки.

(Приложение 1. Слайд  2)

1-й: Частушка – лирика молодёжных гуляний. Это идеальный тип песни для вечёрок, игрищ, посиделок. Она универсальна в том смысле, что сразу и говорит, и поёт, и приплясывает. Частушка, под которую нельзя петь, нельзя плясать, – не частушка.

2-й: Она общественна:  в ней личное хочет расплескаться принародно.

1-й: Частушка имеет десятки разновидностей: «матанечки»,
2-й: «частоговорки»,
1-й: «коротушки»,
2-й: «тигорки – матигорки»,
1-й: «саратовские переборы»,
2-й: «прибаутки»,
1-й: «пригудки»,
2-й: «подгорная»,
1-й: «под язык»,
2-й: «бологовка»,
1-й: «ихохашки»,
2-й: «тараторки»,
1-й: «разливное»,
2-й: «елецкий»,
1-й: «проходные частушки»,
2-й: … и другие.

1-й: Сегодня будут звучать разные частушки…

2-й: … потому что сегодня – конкурс!

1-й: Сегодня не просто конкурс – сегодня праздник!

Вместе: Праздник частушки!

2-й: Итак, в нашем частушечном празднике, в нашем конкурсе участвуют 3 команды.

1-й: Каждая команда приготовила домашнее задание: представление в форме частушки.

2-й: Итак, первый конкурс – представление команды в форме частушки!

1-й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале.

1-е выступление команд

(Приложение 1. Слайд  3)

2-й: Спасибо, дорогие частушечники. Ваше выступление порадовало всех!

1-й: Некоторые виды частушек получили название тех плясок, обязательным сопровождением которых они являются: «рязаночки»,

2-й: «цыганочки»,

1-й: «елецкого»,

2-й:   и т.д.

1-й: Нередко при этом танец служил толчком к интереснейшим импровизациям.

2-й: Очень часто бывает так, что «рязаночка» или «цыганочка» превращается в своеобразное соревнование пары девушек в пляске, пении и поэтическом творчестве.

1-й: Стремясь перещеголять свою партнёршу, каждая из соревнующихся девиц старается изумить публику какими-нибудь новыми фигурами в танце и новыми частушками.

2-й: Нередко перекличка частушками превращается в своеобразный, иногда очень художественный диалог (Приложение 1. Слайд  4):

Дорогая ты подруженька,
Цветочек дорогой,
Передай мои поклоны,
Сама знаешь, кто милой.

1-й: 

Передать-то мне не трудно,
Милая товарочка,
Только примет ли поклоны
От тебя забавочка?

2-й: Следующий конкурс нашей программы – импровизация частушки с пляской.

1-й: Приглашаем к нам в круг участников этого конкурса.

2-й: Поём по очереди.

1-й: Выступившая команда отодвигается на второй план, и её место сразу же занимает следующая.

2-й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале.

2-е выступление команд

(Приложение 1. Слайд  4)

1-й: Спасибо всем!

2-й: Согласитесь, что частушка объединяет!

1-й: Как мы уже говорили, частушка, в большинстве случаев, – рифмованная четырёхстрочная песенка.

2-й: Существует более трёхсот частушечных напевов, различающихся построением, мотивами.

1-й: В частушках – четверостишьях многообразны рифмы. Конечная рифма может быть и перекрёстной (Приложение 1. Слайд  5):

Говорят, что боевая,
В самом деле – огонёк.
От меня уж отлетает
Двадцать пятый паренёк!

2-й:  Рифма бывает и смежной (Приложение 1. Слайд  6):

Я гуляла с Колею
С большою приневолею.
Теперь гуляю с Васею
По своему согласию.

1-й: Может быть и сквозной: рифма одинаковая во всех четырёх строчках или в трёх (Приложение 1. Слайд  7):

Разделывала,
Раскомаривала –
С молодыми я парнями
Разговаривала.

2-й: … Однако наблюдается полное отсутствие рифмы кольцевой, опоясывающей, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей.

1-й: Для следующего конкурса мы предлагаем такое задание.

2-й: Каждая команда должна сочинить частушку по предложенной рифме.

1-й: Конкурс оценивается по трёхбалльной системе.

2-й: Итак, рифма (Приложение 1. Слайд  8, по щелчку):

… речку
… пруд
… нету
… тут.

1-й: 4 минуты. Время пошло!

Подготовка в течение 3-5 минут и 3-е  выступление команд

(Приложение 1. Слайд  9)

2-й: Спасибо за ваше огнеметное словотворчество.

1-й: В огромном большинстве случаев частушка поётся под аккомпанемент гармошки.

2-й: В прежние времена гармонист всегда являлся любимцем деревенской молодёжи.

1-й: Так как от него зависит веселье, все поющие, особенно девушки, наперебой стараются его задобрить, каждая из танцующих считает своим долгом спеть о нём (Приложение 1. Слайд  10):

Гармонист, какой хороший!
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.

2-й:   

Я любила гармониста, –
Всем подружкам ненавистна,
Любить бросила, не стала,
Всем подружкам люба стала. (Выключить щелчком.)

1-й: Частушки создаются отдельными слагателями, но часто частушки создаются коллективно в компании молодёжи на посиделках, вечеринках, гулянии.

2-й: Особенно часто бывает так, что начинают петь первую строку какой-нибудь известной частушки и к этому «зачину» прикрепляют различные продолжения.

1-й: Очередной конкурс на нашем празднике – сочинение частушки по предложенному зачину.

2-й: Итак, внимание! Вам даётся  несколько минут на сочинение частушки по всем известному  зачину (Приложение 1. Слайд  11, по щелчку):

           С неба звёздочка упала…

Подготовка в течение 3-5 минут и 4-е выступление команд

(Приложение 1. Слайд 12)

1-й: Отлично! Мы становимся настоящими сочинителями частушек.

2-й: Убеждаемся ещё раз, что сочинять частушки могут все.

1-й: Частушки – это как бы словесный кинематограф. Содержание частушек весьма разнообразно. Наибольшее количество частушек сочинено и сочиняется на тему личного любовного чувства.

2-й: Любовь, ревность, ссора с милым, разлука (со всеми оттенками чувства, начиная от самого нежного, кончая яростью и жестокостью) выражено в этих коротких песенках.

1-й: Частушка оказалась также очень удобной формой для того, чтобы быстро и легко откликаться на всё разнообразие личной и общественной жизни.

2-й: Последний конкурс нашей программы – исполнение частушек на заданную тему – «Родной поселок».

1-й: Это третье, последнее домашнее задание команд-участниц.

5-е  выступление команд

(Приложение 1. Слайд  13)

2-й: Спасибо всем за участие. Все постарались и хорошо подготовились к этому конкурсу.

1-й: Итак, частушку любят все. Частушка – и фольклорная, и литературная – продолжает жить. Народную частушку продолжают записывать тысячи людей – от безымянных любителей до дипломированных учёных, наслаждаясь частушечным словом, частушечными мелодиями, насыщаясь пульсирующим юным чувством.

Вместе:

Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

2-й:  Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Ю.М. Соколов Русский фольклор [Текст] / Ю.М. Соколов. – Учпедгиз. – Москва, 1941. – 480 с.
  2. Горелов А. Поэзия частушки. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия [Текст] \ А. Горелов. – Ленинград, 1984. – 362 с.