Поэзия С.Есенина – ответ на вызов времени

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Вы, жившие на свете до меня,
Моя броня и кровная родня
… Спасибо вам,
Вы хорошо горели.

А. Тарковский.

«В прошлом разомкнуты древние звенья,
В будущем – смутные лики теней».

Максимилиан Волошин, 1905 г. «Классика лирики», 2004 г. (150 стр.)

Человек воспринимает мир образно. У него всегда есть образ Дома, Матери, Дня Рождения, Детства, его Родины, места, где он в первый раз увидел свет.

У Человека в памяти есть символы духовных взлетов, откровений. Культура, в которой человек воспитывался, в рамках которой проходило его духовное становление, тоже глубоко символична.

Есть ценности, которые всегда национальные, потому что общечеловеческие. К таким ценностям принадлежит творческое наследие и Пушкина, и Толстого, и Есенина. Болдино, Ясная  поляна, Царское Село, Константиново – это тот духовный ландшафт, на котором и воспитывается душа…

Село Константиново находится на берегу красивейшей русской реки Оки. Темные липовые аллеи усадьбы Л.Кашиной, золотые шапки клёнов, белоснежные березки, и, конечно, заросли черемухи!

«Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри, завила!
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре!
«Черемуха душистая,
Развесившись, стоит
А зелень золотистая
На солнышке горит!»
                                                         1915 г.

Природа в есенинской поэзии – это царство прекрасного, в которое поэт вдохнул жизнь. Оживают небесные светила, и деревья, и цветы, и животные, и птицы.
Плачет иволга, грезит овес, седые вербы нежно склоняют головы, весна прибрела, как странница, месяц уронил желтые поводья, а луна закрывается шалями тучек…
Читая его стихи, словно душой прикасаешься к живой красоте рязанских раздолий:

«… Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под оклик журавлиный
Не разлюбит отчие поля…»

Стихи С.Есенина ложатся на душу, их любят они слагаются в песни, слова ненавязчиво, но неотступно набегают на сердце, как прибрежные волны, и звучат долгим-долгим  эхом…

«… Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
Под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел…»
                                                                                    1925 г.

Много надо иметь за душой и душу надо иметь необыкновенную, чтобы возникали необыкновенные слова!

Сегодняшняя реальность говорит, скорее, об «иссушении души», которая проявляется в слабом реагировании на неброскую красоту души, человеческих поступков, обаянии ума, в неумении испытать чувство благодарности в ответ на чье-то доброе отношение или помощь… хотя именно эти чувства и составляют человеческое счастье. Существующий сегодня сдвиг в сторону коммерциализации ценностей, в сторону жесткого прагматизма особенно разрушительно действует на природу человека.

В русской литературе добро, красота, душевность (т.е. способность любить, сопереживать, сочувствовать) являются корневыми понятиями. Сегодня понятие этической нормы поведения человека стало постепенно размываться. Примитивизм отношений, который проявляется в языке, в манере поведения, в стиле одежды, в представлениях о мире, в суждениях -  все это выглядело бы «выцветшим» и нелепым на фоне темных аллей русской культуры…

В XX веке образом духовности стал образ русской березки. Есенин удивительным образом видел мир вокруг себя. Его волшебные стихи, наполненные прекрасными метафорами, живут в душе.

В 1913 г. появилось красивейшее стихотворение «Береза».

…Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…

В 1914 г. березка Есенина становится сродни образу русской девушки:

… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…

В 1917 г. этот образ трансформируется в образ Родины, белоствольной России:

… Здравствуй, золотое затишье,
С тенью березы в воде! 
Галочья стая на крыше
     Служит вечерню звезде…

Уже через год этот образ усиливается и появляется ассоциация: Русь – старая мать, то есть образ березы связывает два главных понятия – Родины и Матери:

* * *

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. 
                                                         1918 г.

В 1924 г. появляются пронзительные строки человека, испытавшего в жизни потери. С чем он прощается? О чем тоскует на границе двух миров?

                                * * *

 Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть
Своей тоски.

                           * * *

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

Образ белоствольной Руси, бесконечно любимой Родины, чувство тоски по чистоте и красоте России, выраженные в искренней и яркой поэзии Есенина, создают новый духовный образ, символ новой России.
Сергей Александрович Есенин – не просто классик отечественной литературы. Весь  XX век, минуя клевету, попытки ограничить его творчество, он продолжал оставаться самым любимым, необходимым, дорогим собеседником. Его слово уже давно стало частью нас самих. Он «всю душу выплеснул в слова» – все свои чувства и все свои душевные переживания. Своей лирической исповедью он дает ответ на все то, что мое и одновременно не мое, на то, что люблю я, но одновременно любит и другой… Исповедь (т.е.) откровенное признание и покаяние требует предельной искренности. «Он написал самого себя с такой беспощадностью, на какую никто ни до него, ни после него не оказался способен…» (Евгений Евтушенко).
«Не просто идти по жизни с фамилией Есенин. Порой у людей, заинтересованных поэзией отца, возникает почти болезненное любопытство, связанное с десятками притчей, ходящих до сих пор. Но с этой фамилией мне удалось лучше увидеть, какой трудный, но славный путь прошли стихи отца, его. И я твердо знаю, что вопрос, который мучил Есенина под конец – нужна ли его поэзия, - получил проверенный десятилетиями ответ: да, нужна!»
К.С. Есенин «Об отце». (1966 г.)
В 1917 г.  в Петрограде Есенин написал поэму «Певущий зов». Поэт обращается к людям, втянутым в пожар войны и революции с идеями милосердия и любви:

… Опомнитесь!
…все мы – яблоки и вишни голубого сада.
Все мы – гроздья винограда
Золотого лета.
…кто-то учит нас и просит
Постигать и мерить.
Не грубить пришли мы в мире,
А любить и верить!

«Певущий зов» – это зов пророческой души, воплощенный в песне. И поэтому слово «Опомнитесь!» застревает комком в горле. Оно звучит как грозное предостережение перед расколом революции и кровавой гражданской войной. «Все мы – яблоки и вишни голубого сада. Как поражает этот сильный и необычный образ! Мне кажется, что Есенин имеет в виду, что Человек – это то, что выросло из Земли и туда уйдет… Человек – это плод сада, он питается теми же соками земли, что и яблоня, и вишня. Он будто бы растворил человека в природе. Его поэзия учит любит и верить – то есть сохранять душу.

На рубеже XX-XXI веков мы переживаем такую же смутную минуту, как и на рубеже XIX-XX веков. История, как бы завершив свой полный круг, вернулась к той болевой точке выбора, на которой она стояла когда-то. И вновь сегодня, в год 150-летия со дня рождения поэта звучит есенинская фраза: «Была бы душа жива!» Потому что душа – наша главная культура…

Благодарности автора работы

Я благодарна Галине Алексеевне Ивойловой (директору ГОУ СОШ №25) и Ирине Владимировне Павловой (заместителю директора по учебно-воспитательной работе) за моральную поддержку и помощь в написании не только этой работы, но и во многих предыдущих научно-исследовательских публикациях, автором которых я являюсь.

Я признательна замечательному коллективу издательского дома «Первое сентября» за идею создания, организацию и проведение Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», участником которого я являюсь много лет, имея возможность делиться с коллегами своими мыслями, наблюдениями, педагогическим опытом.

Я благодарна своим ученикам за искры творчества, освещающие уроки, без которых не могла бы возникнуть идея написания этой работы.