Интегрированный урок (история + ИЗО) "В городе богини Афины"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся.
  • Развивающие - формировать умение видеть прекрасное вокруг себя, уметь сопоставлять исторические факты и явления.
  • Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории и изобразительному искусству. Приобщать их к культурному наследию прошлого.

Задачи урока:

  • познакомить уч-ся с главным городом афинского государства.
  • продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
  • побывав в районе Керамик выполнить рисунок одной из ваз и нанести на неё орнамент.

Учебное оборудование:

  • карта "Древняя Греция в пятом веке до н. э."
  • компьютер, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Просмотр презентации и устные ответы на вопросы.

Беседа по вопросам:

- За что афиняне любили свой город? (Для многих из них этот город был местом рождения, Родиной.)

- Какими постройками и статуями гордились афиняне? (Они гордились своей Агорой, и статуей богини Афины, которая была расположена на вершине Акрополя, храмом богини победы Ники, храмом богини Афины Парфеноном.)

- Почему гончарное производство в Древней Греции играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни. (Сегодня людям известны другие более удобные материалы для изготовления посуды, например, пластмасса, фарфор.)

- Назовите три района в городе Афины, которые считались главными? (Район Керамик, Агора, Акрополь.)

- Что называется Агорой? (Главная площадь Афин.)

- Что такое Акрополь? (Холм с крутыми склонами, где на вершине стояли статуя Афины и её храм.)

- По каким признакам можно было определить , что вы находитесь в районе Керамик?

(Горький запах дыма и лака для покрытия сосудов распространялся практически на весь район.)

- О чем говориться в этом отрывке?

Внемли молитвам десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу горшки и бутыли, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько,
и прибыли было довольно,
Чтоб продавались бы бойко на рынке
Чтоб от той прибыли жирной, за песню и нас наградили.

- Если бы вы были коренным жителем города Афины , какие бы достопримечательности города вы бы показали? 

3. Изучение новой темы

Задача для уч-ся: Познакомиться с достопримечательностями города Афины

Перед учащимся заранее была поставлена задача: самостоятельно подготовить рассказ-путешествие по одному из трёх районов города Афины.

А) Сердце Афин - Агора.

Здесь всегда было шумно и людно, так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои, выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов.

Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали.

Когда покупки были сделаны, рабы относили их домой, а богатые афиняне оставались с друзьями в портиках.

В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, дороги, храмы, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно.

На доске - новые слова: Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

(По ходу урока ребята раскрывают значение этих слов.)

Б) Акрополь самое возвышенное и укреплённое место в городе, где были расположены главные храмы - храм богини победы Ники, храм богини Афины-Парфенон.

В) Керамик - район известный далеко за пределами Эллады своими великолепными расписными вазами. Внешний же вид Керамика вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.

Это был самый грязный и неуютный район города Афины, так как жителям этого района некогда было наводить порядок на улицах. Грязь и зловоние примешивалось к едкому запаху лака для покрытия сосудов.

Обратите внимание на экран - gеред вами два сосуда одинаковой формы, но в чем же разница между ними?

Правильно. Рисунок на вазах выполнен разными цветами.

Первая ваза называется - краснофигурной. Так как лаком покрывали всю поверхность вазы, оставляя естественный глиняный цвет для рисунка.

Вторая ваза называется - чёрнофигурной, так как фон вазы оставался естественным цветом глины, а рисунок наносился черным цветом.

Гончары Керамика использовали лак изготовленный по собственному рецепту, он не тускнел от времени и всегда блестел. Наряду с расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешевую посуду: громадные глиняные бочки для хранения зерна, сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды , вина и масла, чаши. Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например, роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свой труд, работали намного лучше рабов.

В.) Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника.

Прочитать отрывок учебника, составить вопросы по прочитанному.

Г.) Беседа с учащимися:

- Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды.)

- Какими рисунками украшали вазы? (Чернофигурными и краснофигурными.)

- Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы.)

- Кто занимался оформлением посуды? (Это были граждане или переселенцы.)

(Учитель заранее выполняет несколько вариантов орнамента и всё это отражается на экране.)

- Так что же называется ОРНАМЕНТОМ?

(Орнамент - узор состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначался для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств.)

А теперь мы с вами приступаем к выполнению рисунка вазы, которая вам больше всего понравилась. Порядок построения вазы следующий -

1. Намечаем общую высоту вазы; ось симметрии, так как ваза симметричный предмет.

2. Делим высоту вазы на три части: основную, горлышко и донце.

3. Прорисовываем основную форму вазы и окончательно утверждаем её.

4. А теперь самое основное украсим нашу вазу.

Нанесём орнамент или рисунок (в зависимости от того, в какой технике будет исполнена эта ваза - краснофигурной, или чёрнофигурной.)

5. Ёщё раз уточняем форму вазы, орнамента или рисунка и начинаем работать с цветом.

6. Помним, что в рисунке ценится аккуратность исполнения, точность самого рисунка и

Цветовое решение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН:

Здесь представлены экспонаты музеев г. Петербурга и г. Москвы. Это самое лучшее в мире собрание греческой античной керамики.

Вазописцы использовали в основном станковую и монументальную живопись.

Форма каждого сосуда соответствовала его назначению.

Перед нами объёмистые кратеры с широким горлом для вина; изящные гидрии для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы сосуд поднимать на голову, и третьей- вертикальной, чтобы снимать с головы; килики плоские чаши для питья; удлинённые лекифы для душистого оливкого масла, пелики сосуды для хранения вина и масла.

Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя горизонтальными ручками для хранения вина, зерна, масла.

Здесь же можно увидеть вазы с налепами, рельефными рисунками, которые появились немного позже.

4. Итог урока.

Выставление оценок за устные ответы и демонстрация лучших рисунков учащихся с аннотацией учителя.

Домашнее задание.

  • Прочитать параграф№37 учебника Вигасина.
  • Закончить работу над вазой в цветовом варианте.
  • Подготовить рассказ об одной из достопримечательностей города Афины.

Литература.

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая "История Древнего мира",
  2. "Рабочая тетрадь" Г.И. Годер,
  3. "Поурочные разработки по истории Древнего мира"
  4. "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" 2009 г
  5. CORDIS Media - Всеобщая история 5 кл.