Роль интеллигенции в историческом развитии общества

Разделы: История и обществознание, Литература


Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России. Сложность трактовки понятия интеллигенция, актуальность и многоаспектность связанных с ней проблем, определяется тем, что интеллигенция генерирует идеи и несет ответственность за их реализацию.

1. Понятие "интеллигенция". Социальный статус интеллигенции

Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая. Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало "понимающий, мыслящий, разумный". Как принято считать, слово "интеллигенция" ввел древнеримский мыслитель Цицерон.

В современных развитых странах понятие "интеллигенция" употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин "интеллектуалы" (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей "высших идеалов". Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Массовое употребление понятия "интеллигенция" в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе Объявляя себя "крестным отцом" нового понятия, П.Д. Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц "высокой умственной и этической культуры", а не как "работников умственного труда".[19] По его мнению, интеллигенция в России - это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово "интеллигенция" вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия "интеллигенция" критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать "униженным и оскорбленным" (чувство моральной сопричастности)[3,45]. Благодаря группе русских философов "серебряного века", авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия "образованный класс" и "интеллигенция" были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал "отсталое" правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами "из трудящихся" и затруднявшую его для лиц "нетрудового" происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2-3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под "интеллигенцией" стали понимать всех "работников умственного труда" - социальную "прослойку".

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать "единственно верную" коммунистическую идеологию.

В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить "как класс": многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е - 1920-е) - это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние "власть - интеллигенция - народ" и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор "фантомное" существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия "интеллигенция" - как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия "интеллигенция" в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии - например, оппозиционность к правительству - отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия "интеллигенция" в значении "лица умственного труда" показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

2. Творческая интеллигенция Чувашии в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941-1953)

Надо отметить, что сами деятели культуры в первые дни войны осознали возросшее значение литературы и искусства в общественно-политической жизни страны.

В самом начале войны творческая интеллигенция сыграла уникальную роль в перестройке психологического состояния населения, подъеме боевого духа, изжитии "синдрома благодушия", моральной неготовности нации к отражению агрессии, преодолении крупных предвоенных просчетов, ошибок советской агитации и пропаганды.

Изучение творчества писателей, поэтов, драматургов, художников, композиторов, деятелей кино, артистов имеет важное значение для познания творчества, более полного и системного изучения эстетического наследия народа. Большой интерес представляет изучение вклада интеллигенции Чувашии, наряду со всей советской интеллигенцией в дело разгрома фашизма. В годы войны она отдавала все свои силы, знания и опыт борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Ее представители сражались в рядах Красной армии и партизанских отрядах, трудились на самых ответственных участках в тылу.

В первые же месяцы войны из 30 членов и кандидатов Союза писателей Чувашии 22 человека ушли добровольно на фронт. Из них 9 человек работали редакторами, литературными сотрудниками армейских и фронтовых газет. А. Талвир был в годы Великой Отечественной войны командиром взвода, политруком роты, корреспондентом газеты "Комсомольская правда", участвовал в боях на Западном, Брянском, Сталинградском и 2-ом Прибалтийском фронтах. Народный поэт Чувашии П. Хузангай годы Великой Отечественной войны в качестве рядового бойца и сотрудника дивизионных газет находился на фронте. А.Артемьев прошел по дорогам войны до Берлина, а затем воевал на Дальнем Востоке. Л Агаков воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты "Советский патриот". Я. Ухсай прошел от Волги до Праги в рядах Советской Армии в качестве политрука и журналиста и др..[1]

Пятеро из членов Союза композиторов Чувашии являются участниками Великой Отечественной войны: Г. Анчиков, А. Асламас, Ф. Васильев, Ю. Илюхин, Т. Фандеев; из членов Ассоциации композиторов- О. Агакова, Г. Митрофанов, Г. Моклаков. В 1943 году долгое время в одной из фронтовых воинских частей находился композитор, дирижер- хормейстр А. Г. Орлов- Шузьм. Оставшиеся в тылу продолжали творческую деятельность, центральное место в их творчестве заняла тема советского патриотизма. Музыкальный калорит суровых военных лет передан в песне Г. Лискова "Эй, друзья, на поле битвы" на стихи М.Ястрана- одна из лучших военно- патриотических песен этого периода. Многие народные и профессиональные песни на слова советских поэтов стали тогда массовыми. Из чувашских можно отметить как самую популярную в то время песню "Белый голубь" на стихи И. Тукташа , музыка В. Воробьева. Большую работу проделал Ф.Лукин как художественный руководитель Чувашского Государственного ансамбля песни и пляски.[10]

Работники искусств Чувашии своим творчеством в годы Великой Отечественной войны вдохновляли народ на новые подвиги на фронте и в тылу. Коллектив Чувашского академического театра на протяжении всей войны работал с огромной творческой энергией. Коллектив Чувашского академического театра давал большое количество спектаклей в колхозах, районных центрах и рабочих поселках республики: за 1941- 1945 гг. дано свыше трех тысяч спектаклей и концертов. Артисты Академического театра и ансамбля песни и пляски выступали в госпиталях, воинских частях и призывных пунктах. В начале 1943 года Чувашский Государственный ансамбль песни и пляски выезжал в действующие части Калининского и Брянского фронтов с концертом. В течении двух месяцев дали 128 концертов. В годы Великой Отечественной войны свыше 300 спектаклей и концертов были показаны артистами Русского театра Чувашии в различных воинских частях и госпиталях. Свыше двух месяцев был в командировке на фронте режиссер Русского театра Чувашии Г. А. Морев.[11]

Из 13 членов и кандидатов в члены Союза художников Чувашии 8 художников ушли на фронт. Их первые фронтовые зарисовки- документальные свидетельства непосредственных участников тех героических событий. Первые произведения о Великой Отечественной войне были созданы уже в годы войны художниками- фронтовиками. Наши земляки- художники, прошедшие нелегкими дорогами войны: В.Макаров, Е. Бургулов, С. Скрябин, Б.Белоусов, С. Богайкин, П. Сизов, О. Филиппов, Н. Овчинников, Ф. Осипов, Т. Исаев. В 1942-1943 гг. нашим земляком Бургуловым был выполнен цветной эскиз для фотомонтажа с вклейкой фотографии лучшего бойца на "Дороге жизни" на Ладожском озере. В период Великой Отечественной войны художниками Чувашии созданы ряд полотен, посвященных советским солдатам и партизанам: "Волга в 1942 году", "Девушка- участница Отечественной войны" Н.Сверчков, "Допрос" П. Сизов, "Разгром фашистов у переправы", "Связистка, сержант Лиза Сергеева" М. Спиридонов. В республике за годы войны было организовано 7 художественных выставок, из них 6 в Чебоксарах и одна в Вурнарах. В 1943 году художники Чувашии участвовали на выставке изобразительного искусства Поволжья. Художники Чувашии в своих картинах разоблачали зверства фашистских палачей и воспевали мужество советских людей в годы войны. [21]

Мастера слова писатели и поэты, драматурги внесли большой вклад в развитие художественной культуры своего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и их художественное слово стало боевым оружием в борьбе с фашизмом. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 созданы патриотические лирико-эпические произведения - поэмы "Таня" (1942) П. Хузангая, "Мать солдата" (1943) М. Уйпа, "Пионер из Киева" (1944) С. Шавлы (1910-1976), "Орёл" (1944) А, Эсхеля, повесть "Партизан Мурат" (1943) Л. Агакова; пьесы Н. Айзмана и И. Максимова-Кошкинского.Широко развернулось в годы войны творчество Я. Ухсая. Я. Ухсай в 1943 году выпустил сборник "На поле битвы". Центральное место в этом произведении - мысль о высокой гуманистической сущности против фашизма. Большой популярностью в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 пользовались сатирические стихи Уйп Мишши, в которых высмеивались планы гитлеровцев о мировом господстве. С художественным словом выступали поэты- пропагандисты А. Алга, Г. Краснов, Н. Волков, Н. Шелеби. Идея защиты Родины звучит в каждом их произведении. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 весьма распространенными были художественные биографии героев Отечественной войны - уроженцев Чувашии. Очерки такого типа были собраны в книгах "Богатыри" (1941), "В боях за Родину" (1942), "Сыны и дочери чувашского народа" (1944). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 фонд драматургических произведений Чувашии пополнился следующими произведениями: пьесы И. Максимова "Возлюбленные", "Голубая двойка", "Дети наши", "Счастливая семья"; пьеса Н. Айзмана "Лиза Короткова"; драма А. Калгана "Иван Кадыков". Эти пьесы воспроизводили как картины борьбы с врагом, так и тыла, воспитывая патриотизм у чувашского населения. [11]

В тяжелую военную пору все свои силы и талант отдавала во имя победы над фашизмом творческая интеллигенция Чувашии. Писатели, поэты, художники, композиторы, артисты, архитекторы Чувашии находились в первых рядах воюющего народа. В борьбе с фашизмом за свободу и независимость Родины деятели творческой интеллигенции черпали свои силы для творчества для долгожданной Победы.

В послевоенное десятилетие в литературе появляются молодые писатели, которые не подвержены идеологическому диктату и создают психологически острые рассказы. Одним из них является писатель В.Садай. Особо следует отметить его рассказы "Тают снега", "Начало", "Сто родников" . Критики советского времени отмечали, что в его произведениях "характерен недостаточный психологический анализ действий и поступков героев" (Е.В.Владимиров). Постоянные поиски положительного героя- характерная особенность творчества А. Эсхеля("Глубокая борозда", "После пленума", "Солнечный дождь"). Его герои взяты из жизни, они труженики, идут в первых рядах. Но они не довольствуются достигнутым. Их активное отношение к жизни писатель показывает через их мысли, думы, анализ своих действий. Галерею положительных героев создал К. Турхан в романе-хронике "Деревня в ветлах". Теме молодежи посвящали свои произведения Н.Ефимов ("Теплые чувства", "Молодость"), В. Давыдов- Анатри ("Молодое племя").В школе на уроке внеклассного чтения изучают произведение А. Эсхеля "Солнечный дождь". [11]

В литературе послевоенного десятилетия появляются произведения о периоде коллективизации и произведения, преувеличившие роль партии( Г. Харлампьев "Весенние мотивы", " В одном колхозе", С.Аслан "Рука об руку", А. Талвир "Серебряная крупинка", Д. Кибек "Сквозь месяц виден путь").

В послевоенное десятилетие драматурги также откликнулись на актуальные вопросы жизни своими произведениями, посвященными жизни колхозной деревни(А.Калган "Близкие звезды", В. Алагер "Три девушки", Н.Айзмин "Иван Новиков"), коммунистической партии (А.Эсхель "Кремень", А.Калган "Радость", П.Осипов "На берегу реки"). Более полно и с большим креном в сторону морально-этических вопросов решает те же проблемы Н.Терентьев в пьесах "Что же такое счастье?", "Летать начинает с земли", "Цветы неувядаемые". [11]

После войны 1941-1945 гг. ведущее положение заняла живопись. Ярчайшими представителями этого этого направления стали Ф.П.Осипов, П.Г. Григорьев -Савушкин, А.М.Спиридонова, Н.В.Овчинников, Н.К.Сверчков. Народные художники Н.В Овчинников, Н.К.Сверчков предпочтение отдают изображению событий исторического, эпохального значения. По сюжетам их полотен можно изучать жизнь замечательных людей, литературные произведения, историю Отечества.("Подписание декрета об образовании Чувашской автономии", "Первая борозда", "Навеки вместе", "А.С.Пушкин в Чувашии(У родника)", "А.С.Пушкин и Н.Я.Бичурин на Неве", "Сеспель Мишши" Н.В Овчинникова, "Петр I в Чебоксарах", "Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню", "Переправа Пугачева через Волгу" и др.) Художники в своих полотнах изобразили пейзажи родного края (А.М.Спиридонова"Будайка", Н.В.Овчинников "Старые Чебоксары ", Н.К.Сверчков "Зимний вечер в деревне", "Яблони в цвету"). Художники послевоенного десятилетия создали произведения на военную тему: Н.В.Овчинников "Ворошилов на Ленинградском фронте", портреты гвардии капитана Бобышкина, танкиста Чухматова. [10]

1941-53-е гг. характеризовались в целом сложными, драматическими взаимоотношениями политической власти и творческой интеллигенции, постоянными преследованиями, гонениями, репрессиями многих чувашских деятелей культуры. Тем не менее сталинскому режиму, дабы деятели культуры ему преданно служили, необходимо было "приручить" часть творческих работников, желательно наиболее авторитетную, талантливую, популярную в народе. Раздавались щедро звания героев, ордена и медали. Наиболее лояльные к тоталитарному режиму получали все сразу. Некоторые из них, действительно, имели полное право называться "заслуженными и народными", носить высокие награды.

Литература

  1. Афанасьев П. В. Писатели Чувашии: Биобиблиографический справочник. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006, - С.558
  2. Бердяев Н.А. Русская идея / Бердяев Н.А. Истоки и смысл российского коммунизма. -М.: "Сварог и К", 1990. - С. 295 .
  3. Вехи. Из глубины.- М.: Изд-во "Правда", 1991.- С. 476.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов).- М.: Изд- во "Цитадель",1998.-
  5. Дегтярев Е.Е., .Егоров В.Н. Интеллигенция и власть / Феномен российской интеллигенции и проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти/.- М.: Новая слобода-1993.- С. 86.
  6. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли России в 3 т. Т 2. -М., 1997.- С. 188 .
  7. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология.- М.: Наука, 1993.- С.367.
  8. Интеллигенция в истории. Образованный человек в представлениях о социальной действительности.- М.: ИВИ, 2001. - С. 150-170.
  9. Интеллигенция в советском обществе.- Кемерово: Межвуз. сб. науч. тр.,1993.- С. 35.
  10. Изоркин А. В., Клементьев В. Н., Александров Г. А. История Чувашии новейшего времени (1917-1945).- Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001. - С. 263 .
  11. Илюхин Ю. А. Композиторы Советской Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978. - С.303 .
  12. Кирилов С.И. О судьбах "образованного сословия" в России / -М.: Новый мир.-1995.-№8
  13. Кормер В.Ф. Двойное сознание и псевдокультура // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 68.
  14. Краткий философский словарь /Под ред.М. Розентали, П.Юдина/.- Ленинград: Гос.изд-во политической литературы -1955. -С. 568.
  15. Левада Ю.А. Человек Советский. 1989-2003 гг. Размышления о "большинстве" и "меньшинстве" / Вестник общественного мнения. 2007. № 5 (73). С. 9-18.
  16. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции/ Новый мир.-1993.-№2
  17. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ.- М.: Высшая школа, 1991. - С. 480 .
  18. Померанц Г.С Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М.: Советский писатель. 1990 г. - С. 384.
  19. Сакулин П.Н. Проблема "творческой истории" / Известия АН СССР, VII серия. Отделения гуманитарных наук. 1930. № 2.
  20. Солженицын А.И., Образованщина/"Новый мир", 1991 г., № 5,С.28-46.
  21. Ургалкина Н. А. Художники Чувашии. - Л.: Художник РСФСР, 1978. С.207 , ил.)
  22. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции / О России и русской философской культуре.- М.:Наука,1990 - С.403-433.таю, что. Сллв пафос нашей работы.
  23. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии / Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - С.344.
  24. Элбакян Е.С. Между молотом и наковальней (российская интеллигенция в ушедшем столетии) / Вестник Московского университета.- Серия 18 "Социология и политология" : Науч. журнал . - М. : Изд-во Моск. ун-та, 06/2003 . - N2 . - С.28-67