Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести "Мне снятся небесные олени"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера
  2. Развитие читательских интересов учащихся, умения обобщать, анализировать, синтезировать литературный материал
  3. Формирование нравственной позиции учащихся, патриотизма, интереса к творчеству Немтушкина
  4. Развитие творческих способностей учащихся

Виды учебной деятельности:                

  • выразительное чтение
  • Анализ эпизода
  • Художественный пересказ
  • Инсценирование эпизода
  • Характеристика литературного героя
  • Аналитическая беседа
  • Работа с компьютерной презентацией
  • Работа с теоретико-литературными понятиями
  • Творческая работа
  • Тестирование
  • Устные сообщения

Ход урока

Компьютерная презентация (Приложение№1)

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с повестью Алитета Немтушкина « Мне снятся небесные олени»; увидим, какие традиции эвенкийского народа отражены в произведении; выясним, какими нравственными истинами живёт этот народ.
    Будем анализировать текст, представим отдельный эпизод через инсценирование, подготовим характеристики главных героев, послушаем сообщения о жизни и быте эвенкийского народа, сопровождаемые компьютерной презентацией.
    Предметом нашего разговора станет тема: «Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести «Мне снятся небесные олени» (слайд№1)
  3. Биография Немтушкина
    Алитет Николаевич Немтушкин (слайд№2)
    Родился 12 ноября 1939 года в деревне Токма (стойбище Ирикши) Катаганского района Иркутской области в семье охотника. Рано остался без родителей. Мать умерла, отец погиб на фронте. Воспитывался в школах интернатах и бабушкой Огдо-Евдокией Ивановной Немтушкиной. У бабушки Огдо было 14 детей. В 1957 году окончил Ербогаченскую среднюю школу. После учёбы в Ленинграде работал корреспондентом, зав. отделом в эвенкийских газетах.
    Самые значительные и популярные произведения Немтушкина: поэтические сборники «Костры моих предков» «Дыхание земли», Прозаические сборники «Мне снятся небесные олени», «Следопыты на оленях» «Дорога в нижний мир» «Метки на оленьем ухе» (слайд№3)
    Основные мотивы произведений эвенкийского поэта и прозаика – воспевание своего народа и родной Эвенкии (слайд№4)
    Наверное, в первый раз
    я так остро ощущаю
    невозвратимость прошлого.
    Все мои родные – мать, бабушка,
    (слайд№5)
    отец, все дорогие для меня люди,
    детство мое ушли навсегда.
    Никого и ничего нельзя вернуть.
    Теперь только память
    может воскресить прошедшее,
    она, как говорили старики,
    может сбегать в ушедшие времена…
    Память, о моя зоркоглазая и быстрокрылая птица,
    не подведи меня и на этот раз,
    ну слетай хоть ненадолго в те времена,
    на мою Малую Родину, помоги!
    А.Н.Немтушкин «Тропинки доброты»
     
  4. Выразительное чтение наизусть стихотворения Алитета Немтушкина «Мой край родной» (слайд№6)
  5. Выразительное чтение учителем лирического вступления «Суринда-моя родина»
    (Слайд№7-17)
  6. Беседа по вопросам:
    • Как Немтушкин изображает Север? Как передана красота родного края?
      (с любовью и нежностью воссоздаёт картины родной земли. Любовь писателя отчетливо проявляется в художественном языке произведения)
    • Какие средства использует автор, чтобы передать красоту своего края? Подтвердите текстом (Здесь мы найдём много слов, воплощающих любовь повествователя: таковы сущ. «Солнышко» «оленёнок» «Сосёнки» «Берёзки»»
      Таковы и прилагательные «Вода в речке светлей и студёней», «И хлебушко то вкусней и слаще»Любовь автора к родной земле отражена в многочисленных эпитетах и метафорах )
      (слайд№18)
  7. Между 60° и 69° С.Ш. в Красноярском крае расположен Эвенкийский автономный округ с центральным поселком Тура.
    На площади 767,6 тыс. квадратных километров проживает около 24 тыс. человек, из них русские составляют 67,5%, эвенки - 14,1%.
    Климат резко континентальный. Средние температуры воздуха в январе от - 26 до - 36. °С, июля +13 ... 15 °С. Жители Эвенкии - охотники, рыбаки, оленеводы. О них и пойдёт наш сегодняшний разговор (слайд№19)
    Каждая группа ребята приготовила небольшие сообщения, сопровождаемые компьютерной презентацией, и сейчас они расскажут нам о жилище, национальной одежде и традиционных занятиях эвенков.
  8. Выступление учащихся по темам:
    1. Традиционное жилище эвенков (слад№20)
    2. Национальная одежда (слайд№21)
    3. Традиционные занятия эвенков (слайд№22-23)
      А теперь, ребята, обратимся к произведению.
  9. Какие обычаи эвенков упоминаются в тексте? Расскажите о них (слайд24)
  10. Работа по группам. Расскажите о главных героях повести:
    -бабушка Эки
    -отец Кинкэ
    -дедушка Колокан
    -тётя Сынкоик
  11. Инсценировка эпизода «В зимние вечера»
  12. Какие национальные традиции и жанры эвенкийского фольклора вы знаете?
    (слайд№25)
  13. Сказки дедушки Бали (слайд№26)
    -Сколько сказок рассказывает дедушка Бали?
    -Каким птицам они посвящаются?
    Сказка про глухаря
    -отчего у глухаря глаза красные?
    Сказка про Амикана
    -Почему эвенки почитают медведя и называют его хозяином, дедушкой?
    -Почему у бурундучка спина полосатая, а кедровка чёрная?
  14. Художественный пересказ легенды о лебедях? (слайд№27)
    -Какие чувства поэтизируют эвенки в этой легенде?
    -Почему называют журавлей «небесными оленями?
    -Чему нас учит эта легенда?
  15. Задание№1:Перед вами русские и эвенкийские приметы. Найдите соответствия.
    (слайд№28)
    Соответствие между эвенкийскими и русскими пословицами говорит о том, что проверенные веками наблюдения над жизнью природы оба народа оформляют с помощью одних и тех же образов.
  16. Задание№2:Отгадайте эвенкийские загадки (слайд№29-30)
    Два парня соревнуются. Один другого никак догнать не может. ( Ноги)
    Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут. (Глаза)
    Всю жизнь его кормят, а он не наедается. (Огонь)
    Живет невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает. (Сон)
    Без рук, без топора, а дом сделан (Гнездо)
  17. Духовная сфера эвенков (слайд№31)
    • культ предков
    • Шаманство
    • Промысловые культы
    • Родовые культы
  18. Выразительно прочитать авторские размышления (стр.57-58)
    Вернётся ли Амарча на родную землю?
  19. Итоговый тест (слайд№32-34)
  20. Домашняя работа:
    Написать мини – сочинение на тему: (слайд№35)
    1. Что вызвало моё уважение в жизни и обрядах эвенков?
    2. О чём заставила задуматься повесть?
  21. Подведение итогов урока