Решение уравнений и задач с помощью уравнений. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: совершенствовать умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к математике, точность и аккуратность в оформлении решений, культуру умственной деятельности.

Тип урока: закрепление знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

План урока:

I Организационный момент - 2 мин.

II Проверка домашнего задания - 5 мин.

III Гимнастика ума (повторение материала) - 8 мин.

IV Закрепление знаний - 24 мин.

V Физкультурная пауза - 1 мин.

VI Задание на дом - 3 мин.

VII Рефлексия -2 минуты

Структура урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений, что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Умения решать уравнения - основная задача любого школьника. "Уравнения" - одна из центральных тем школьного урока математики. Уравнения различных типов встречаются на государственных экзаменах в 9 и 11 классах. С помощью уравнений решаются многие проблемы связи, транспорта, промышленности, сельского хозяйства.

II. Проверка домашнего задания

А теперь давайте проверим, справились ли вы с решением различных уравнений домашнего задания.

У доски учащиеся выполняют уравнения

1) 802 - х = 416

2) 44 + (а - 85) = 105

3) 44 + х + 56 = 300

Все остальные учащиеся предлагают решения домашних уравнений на угадывание корней:

Сколько корней имеет уравнение, укажите их

1) х * х = 64

2) х + х = 28

3) а + 2 * а = 18

4) 0 * m = 0

5) 0 : с = 0

6) р - р = 0

7) b * b = b (после проверки показать ответы на экране)

III. Гимнастика ума

Повторение изученного материала

1. Назовите компоненты действий:

23 +11 = 34

48 - 18 = 30

125 * 2 = 250

560 : 10 = 56

Учитель показывает компонент равенства. Учащиеся формулируют алгоритм его нахождения.

2. Укажите уравнения, которые не имеют корней:

1) 451 - х = 200

2) 24 - k = 64

3) 35 + y =210

4) t + 41 = 21

5) 60 * a = 1200

6) 569 : n = 1258

IV Закрепление знаний

Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.

1) Решить задачу:

После того как на окраине нашего села в четверг были высажены саженцы дуба, в пятницу было высажено еще 60 саженцев, а в субботу посадили 200 саженцев. Всего по программе "Зеленая столица" в нашем селе за 3 дня высажено 540 саженцев дуба. Сколько саженцев было высажено в четверг?

(Задача решается у доски)

2) Решить уравнения.

Первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадайте зашифрованное слово.

Первые 3 уравнения решает I группа, а следующие 3 уравнения решает II группа

а) (x + 13) - 39 = 14

б) (x - 31) - 11 = 9

в) (125 - a) - 15 = 42

г) (246 + x) - 42 = 643

д) 318 - (y- 8) = 27

е) 28 + (20 - р) = 36

Ответы:

  • 40
  • 51
  • 68
  • 439
  • 299
  • 12

Ключ к слову:

1 - А 4 - З 7 - М
2 - Д 5 - В 8 - Т
3 - И 6 - Е 9 - О

Слово: Звезда

Учащиеся получают вырезанные красные звездочки.

Пусть эта звездочка освещает вам путь к решению любых, порой даже сложных, уравнений

3) Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Решить уравнения:

а) х +254 = 351

б) х - 184 = 318

в) (х + 25) +54 = 145

2. Алина задумала число. Если к этому числу прибавить 62 и от полученной суммы отнять 75, то получится 19. Какое число задумала Алина?

Вариант 2

а) х + 474 = 825

б) х - 84 = 714

в) (х - 18) + 174 = 941

2. Саша задумал число. Если к этому числу прибавить 56 и от полученной суммы отнять 65, то получится 23. Какое число задумал Саша?

V Физкультурная пауза

Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физкультминутку начинаем.

Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали
Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

VI. Задание на дом

Задание №1

По заданному уравнению составить интересную задачу. Ее условие и решение красочно оформить на альбомном листе

1 вариант (х -35) -18 = 17;

2 вариант 12 + (х + 34) = 83;

3 вариант 93 - (х + 56) = 8.

Задание №2

Известно, что 3986 + 5718 = 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений корень уравнения:

а) 9704 - 3986 = y

б) 9704 - 5718 = х

в) x + 5718 = 9704

г) 3986 + y = 9704

д) 9704 - x = 3986

е) 9704 - y = 5718

VII Рефлексия

  • Как вы думаете, ребята, насколько важно уметь решать уравнения?
  • А что надо знать для их решения?
  • Только ли необходимы знания?

Для решения уравнений и любых задач в математике нужно приложить старания и :

(отвечают учащиеся)

А чтобы хорошо решать уравнения, надо решать их много.

А теперь выберите смайлик на вашем столе и покажите, как вам нравится решать уравнения.

Уравнения очень обрадовались за то, что вы настойчиво учитесь находить их корни и уже неплохо решаете уравнения.

Спасибо!