Урок геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Разделы: Математика


Цели:

Обучающиее – доказать теорему Пифагора, научить использовать теорему при решении задач.

Развивающие – через доказательство теоремы, решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учеников, их интеллектуальные качества – способность к “видению проблемы”, самостоятельность, гибкость; учить объективно оценивать себя и корректировать свою деятельность в ходе урока.

Воспитательные – прививать интерес к геометрии, воспитывать веру в свои силы, учить коллективной и самостоятельной работе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (или урок в компьютерном классе).

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение (слайд 2)

2. Опрос-работа с кроссвордом с функцией “фломастер”, по вопросам:

1. Как называется треугольник с прямым углом.

2. Отношение противолежащего катета к гипотенузе.

3.Стороны, составляющие прямой угол.

4.Сторона, лежащая против прямого угла.

5. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Какое слово получилось по вертикали? (Пифагор)

Приложение (слайд 3)

3. Историческая справка “Кто же такой Пифагор”. Заповеди пифогарейцев. Вопрос: актуальны ли они сейчас?

Приложение (слайд 4-6)

4. Изучение нового материала

1. Геометрическая формулировка теоремы Пифагора. Приложение (слайд 7)

План.

  • Найдите площади квадратов, построенных на сторонах треугольника.
  • Сравните площадь квадрата со стороной С и площади двух остальных треугольников.
  • Сделайте вывод.

Какую зависимость мы с вами получили?

Прочтите правильно полученную формулу (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета).

Сегодня мы изучаем одну из самых известных геометрических теорем древности, называемую теоремой Пифагора. Ее и сейчас знают практически все, кто когда-либо изучал планиметрию. Теорема Пифагора одна из главных теорем планиметрии. Значение ее состоит в том, что с ее помощью можно доказать многие другие теоремы и решить множество задач.

Приложение (слайд 8)

Арифметическая формулировка теоремы Пифагора

5. Доказательство теоремы Пифагора

Слайд 9

Доказательство теоремы Пифагора.

Sкв=(a+b)2

Квадрат = 4треугольника+квадрат со стороной с, т.е.

Sкв=4* ab+c2 =2ab+c2

(a+b)2 =2ab+c2

а2 +2ab +b2 =2ab + c2

c2 = a2 + b2

6. Закрепление

Применение теоремы при решении задач

С помощью теоремы Пифагора можно решать два вида задач:

  1. Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты.
  2. Найти катет, если известна гипотенуза и другой катет.

Приложение (слайд 11-13)

Задачи по готовым чертежам.

Получили прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Это единственный прямоугольный треугольник, стороны которого равны трём последовательным натуральным числам. Его часто называют египетским треугольником, так как он был известен ещё древним египтянам. Они использовали этот треугольник в "правиле верёвки" для построения прямых углов при закладке зданий, храмов, алтарей… Об этом вы прочитаете дома в п. 64.

7. Самостоятельное решение задач: Стороны прямоугольника равны 12 см и 5 см. Найти диагонали прямоугольника.

  • В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см, а основание 16 см. найти высоту, опущенную на основание.
  • Найти сторону ромба, диагонали которого равны 20 см и 24 см.
  • Найти диагональ куба, если его рёбра раны 11 см.
  • Будет ли треугольник со сторонами 20 см, 15 см, 25 см прямоугольным?

(Если урок проходит в компьютерном классе - решение задач можно заменить работой с тестом “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки геометрии К и М 8 класс”, Теорема Пифагора, тест). На последнем слайде путь открытия работы.

(Если позволяет время)

Слайд 14-15

Старинные задачи.

8. Домашнее задание

П. 54,55.

№487, 488, 494.

Приготовить сообщение (презентации) на тему:

  • о Пифагоре;
  • египетский треугольник;
  • открытия и заповеди пифагорейцев.

9. Рефлексия

Сформулируй теорему Пифагора.

Что тебе понравилось?

Как ты оценил бы свою работу на уроке?

Что получилось или не получилось?