Формирование эмоционально-волевой регуляции у детей подросткового возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


Кто может наполнить
каждое мгновение
глубоким содержанием,
тот бесконечно
продлевает свою жизнь.
Изольда Курц

Внутренний мир каждого человека уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Но есть некоторые закономерности, характеризующие познавательные процессы людей, их переживания и поведение.

Строя свои отношения с другими людьми, мы следуем определённым правилам, иногда неловко и неумело, из-за чего возникают личные проблемы и затруднения.

Небольшой личный опыт работы в школе показывает, что для учителей актуальной является проблема регуляции поведения детей как на уроках, так и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, грубость обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность детей мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

Средний подростковый возраст соотносится по времени с обучением ребят в 7, 8 классах школы.

Это тот период развития, который знаменует собой переход школьника от "детскости" к "взрослости". Именно он является "критическим" в онтогенезе. Здесь имеет место ряд противоречивых тенденций. Во-первых переориентация во взаимодействии взрослых на сверстников. Именно в этой среде подросток ищет признания и испытывает острую потребность в принятии и уважении. Принадлежность к подростковому сообществу определяет в целом, уровень самоуважения. При неудовлетворённости данной потребности, самоутверждение может выражаться в девиантном поведении, а в крайнем варианте влечёт уход подростка в асоциальные компании.

Во-вторых, стремление к автономии, потребность заявить о себе формирует завышенный уровень притязаний при недостаточных возможностях (коммуникативных, личностных). Это ведёт к внутреннему конфликту и может стать причиной снижения самооценки (самоуважения), закреплению комплекса "неполноценности", "вины".

В-третьих, незрелость в личном плане заключается в оценивании человека по внешности. Отсюда стремление к "ярко выраженному" подростковому стилю в одежде, манере поведения. Противоречивость заключается в стремлении выделиться, а с другой стороны в жестоком конформизме, свойственном молодёжной субкультуре. Кроме этого увлечённость внешней "атрибутикой" затеняет внутреннюю сущность, а в ней как раз и кроется резерв развития.

Но, несмотря на проблематику возраста, есть один важный и существенный момент. Он заключается в том, что любой подросток испытывает потребность в помощи "значимого взрослого" из-за того же самого желания стать взрослым!..

Попытаемся же найти причины появления различных проблем в поведении учащихся. Четыре основные причины нарушения в поведении.

Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребёнку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья - желание мщения. Ребёнок может мстить:

  • за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
  • за унижение друг друга членами семьи;
  • за развод и появление в доме нового члена семьи;
  • за несправедливость и невыполненные обещания;
  • за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая - неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

В общении с подростками нужно избегать "саботажников" общения, такие как:

  1. Предупреждение, предостережение, угроза. Примеры высказываний, "Делай, как сказано или:", "Смотри, как бы не стало хуже".
  2. Приказ, команда. Пр., "Чтобы больше я этого не слышала!"
  3. Критика, обвинение. Пр., "На что это похоже?", "Всё из-за тебя!"
  4. Обзывание, высмеивание, прозвища. Пр., "Видали, первая красавица!"
  5. Выспрашивание, допрос. Пр., "Я всё равно узнаю, чем вы занимаетесь?"
  6. Чтение морали, проповеди. Пр., "Вспомни, сколько средств на тебя затрачено"

Вместо "Ты-замечаний" эффективнее использовать "Я-замечания". Например, "Меня расстраивает то, что ты приходишь домой очень поздно". Как считает Т. Гордон, "Я-замечание" не причиняет обиды ребёнку, не вызывает у него реакции защиты, поскольку в нём - минимум отрицательной оценке.

Трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребёнка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение отверженности.

Взрослым следует не забывать, что под влиянием опыта общения у ребёнка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождаются очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.

Конкретным содержанием работы в данном направлении должны быть как соответствующая организация учебной деятельности, включающая использование разнообразных форм словесной и несловесной поддержки детей, включение игровых моментов и элементов психогимнастики на уроках, так и организация специальных занятий-треннингов:

  • Поведенческий тренинг
  • Тренинг эмпатийности
  • Тренинг групповой сплочённости

Таким образом, мы можем наполнить мир детей не только заучиванием формул и параграфов, но и творчеством и эмоциями. Эмоциональный голод, духовная пустота шаг за шагом формируют у ребят безразличие, апатию.