Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Разделы: Химия


Как правило, в обычной общеобразовательной школе, уровень мотивации участников школьного (первого) этапа олимпиады по химии, зависит от возраста: у восьмиклассников он высок, у выпускников более низкий. По моим наблюдениям, уровень мотивации участия школьников 9 - 11 классов меняется также при переходе от этапа к этапу: в муниципальном (втором) этапе олимпиады он средний; в региональном (третьем) - выше среднего.

В нашем районе школьные олимпиады для восьмиклассников проходят в октябре, поэтому комплект заданий составляется творческими группами учителей районного методического объединения с учетом того, что учащиеся изучают химию второй месяц.

Данная статья является результатом осмысления материала дистанционного обучения на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе "Методические основы подготовки к олимпиадам по химии". В ней представлена информация по организации и подготовке школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии на примере олимпиады для 8-го класса: план основных мероприятий по подготовке олимпиады, регламент проведения олимпиады, подготовка содержательной компоненты олимпиады. Содержательная компонента олимпиады включает комплекты задач для заочного и очного (теоретического и практического) туров школьного этапа олимпиады.

План основных мероприятий по подготовке олимпиады

1. Подготовительная стадия (важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа олимпиады):

нормативное сопровождение мероприятия (организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри; оргкомитет разрабатывает регламент проведения олимпиады);

подготовка содержательной компоненты олимпиады, разработанной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии (ЦМК) по химии;

информационное обеспечение олимпиады (оповещение о проведении заочного и очного туров, о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

подготовка материально-технической базы олимпиады (создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, "копилки" с подборкой олимпиадных задач предыдущих лет и др.);

проведение занятий с будущими участниками олимпиады с целью ознакомления с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий;

проведение заочного тура олимпиады;

проверка и показ работ;

информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

приглашение участников для участия в очном туре.

2. Основная стадия:

приветствие участников олимпиады администрацией школы и учителем химии;

проведение теоретического тура олимпиады;

шифрование работ;

проверка, расшифровка работ, подведение итогов;

показ работ;

информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

проведение экспериментального тура олимпиады;

проверка и показ работ;

информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке в присутствии одноклассников и родителей, награждение победителей и призеров (участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами), закрытие олимпиады.

3. Заключительная стадия:

анализ допущенных ошибок и неточностей при выполнении работ, размещение заданий с ответами на информационных листках на стендах в кабинете химии;

оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения олимпиады.

Регламент проведения олимпиады

Сроки проведения (каникулярное время - последняя неделя марта);

Число участников: все восьмиклассники, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура; все желающие, не принявшие участие в предыдущем туре по уважительным причинам;

Программа олимпиады: заочный тур; очный теоретический и экспериментальный туры;

Состав жюри (3 человека): председатель жюри (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), члены жюри (учитель химии; учитель биологии);

Как осуществить проверку и показ работ, разбор задач, подведение итогов и награждение рассмотрено ранее.

Подготовка содержательной компоненты олимпиады

Олимпиадная задача представляет собой систему из условия, текста решения и системы оценивания.

Существуют определенные методические требования к олимпиадным задачам. Перечислим некоторые из них:

  • для успешного решения задачи необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение учащихся логически мыслить и их химическая интуиция;
  • задача должна нести познавательную нагрузку;
  • задача должна быть интересна (не только с точки занимательности); в ней должна быть "изюминка"; по возможности и задачи, и вопросы должны быть составлены и сформулированы оригинально;
  • задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; желательно, чтобы в задаче содержался и материал из других естественнонаучных дисциплин;
  • условие должно быть сформулировано четко; вопросы задачи должны быть сформулированы четко; на основе вопросов строится система оценивания.

Олимпиадная задача от задачи повышенного уровня сложности отличается содержанием. Олимпиада школьников - внешкольная форма обучения. Интересы ребят, участвующих в олимпиадах, конечно, выходят за рамки школьной программы, за пределы учебника. Содержание олимпиадной задачи должно вызывать у участников стремление к получению новых знаний, т.е. быть шире и глубже школьного курса химии.

Содержательная компонента олимпиады включает комплекты задач для заочного (Приложение 1) и очного (теоретического и практического) туров школьного этапа олимпиады (Приложение 2, Приложение 3).