Комплексная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы "Познавайка"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.

Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. По данным исследований более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.

Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение в условиях группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.

На сегодняшний день существует целый ряд программ и учебно-методических комплексов, направленных на подготовку детей 5–6 лет к школьному обучению. Для интеллектуального развития воспитанников Центра используется программа “Предшкольная пора” под редакцией Н.Ф. Виноградовой. При составлении этой программы обращается особое внимание на “развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе” (цитата из Программы), а не форсированное изучение программы первого класса, что полностью соответствует принципам организации занятий в Центре.

Программа составлена с учетом возможностей Центра образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательной школы:

  • Наличие условий для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка (спортивный зал, хореографический класс, изостудия, компьютерный класс)
  • Наличие специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста (музыкальный руководитель, специалист по компьютерно – игровой деятельности, специалист по обучению английскому языку, педагог – психолог, специалист по изодеятельности, специалист по физкультуре).

Предлагаемая программа образования детей 5–6 лет сопровождена методическими разработками занятий по каждому разделу, составленными сотрудниками Центра.

Цели и задачи программы.

Цели программы:

  • полноценное развитие личности ребенка (полное – с точки зрения развития дошкольников во всех видах деятельности и во всех областях знаний, свойственных дошкольникам, ценное – с точки зрения развития индивидуальности каждого ребенка).
  • подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Основные задачи программы:

  • формирование у ребенка необходимых знаний, умений и навыков для начала обучения в школе.
  • выявление и развитие у детей творческих способностей;
  • пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
  • развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;
  • развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • сохранение и укрепление здоровья ребенка;
  • психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

Программа основана на таких принципах.

  • Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
  • Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.
  • Комплексный подход:
    – Единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения
    – Взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на интересном, игровом или занимательном материале).

Структура программы.

Структура программы представлена девятью разделами.

  • Грамота:
    “Учимся родному языку” (24 занятия/ 8 часов);
    “Знакомимся с математикой” (24 занятия/ 8 часов).
  • “ Let’s play English!” (24 занятия/ 8 часов).
  • “В мире компьютера” (24 занятия/ 8 часов).
  • “Я хочу услышать музыку” (24 занятия / 8 часов)).
  • “Непоседы” (ритмика) (24 занятия / 8 часов).
  • “Умелые пальчики” (24 занятия / 8 часов).
  • “Спорт и мы” (12 занятий / 4 часа).
  • “Скоро в школу” (12 занятий / 4 часа).
  • Занятия логопеда (6 занятий / 2 часа).

Общее число занятий – 96 (24 часа).

Организация образовательного процесса.

Программа образования детей старшего дошкольного возраста “Познавайка” предполагает организацию на базе средней общеобразовательной школы группы кратковременного пребывания детей.

Продолжительность обучения – 24 недели, с октября по март, с учетом 2-недельных каникул в январе.

Общее количество занятий в неделю – 8. примерное распределение занятий в течение недели следующее:

  • Грамота – 2.
  • Художественный труд – 1.
  • Музыка – 1.
  • Хореография – 1.
  • Английский язык – 1.
  • Компьютерно – игровой комплекс – 1.
  • Занятия психолога – 0,5.
  • Физическая культура – 0,5.
  • Занятия логопеда – 1 раз в месяц.

Занятия психолога и занятия физической культуры проходят один раз в две недели.

Занятия с детьми проводятся специалистами школы и ДОУ. Некоторые занятия обязательно проводятся в специально оборудованных помещениях (компьютерный класс, спортивный зал, кабинет музыки, хореографический класс, изостудия).

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 дня в неделю.
Длительность занятия – 20 минут.
Перерыв – 10 минут.
Общее время пребывания в Центре – 1 час 50 минут.

Сетка занятий.

Среда Суббота
Грамота Грамота
Хореография Занятие психолога / физкультура
Английский язык Компьютерно-игровой комплекс
Художественный труд Музыка

Раздел “Хореография”.

“Непоседы”.

Занятия по данному предмету должны проводиться в яркой, увлекательной форме общения детей с движением, музыкой, и конечно же друг с другом. Эмоциональная насыщенность занятий достигается особой обработкой движений. Она заложена в самом методе преподавания, в особой подаче движений, их особом звучании. Занятия должны быть построены на принципах свободного общения, сотворчества, содружества и общего интереса к делу. Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и веселья, которые заражают детей положительными эмоциями. Для учителя урок является строгой продуманной структурной системой, с четко развитой драматургией

Атмосфера на уроке – свободное общение педагога с учеником. Это – шутка, юмор, смех. Важно создать на занятиях условие для творчества, где каждый ребенок смог бы раскрыть себя. Преподаватель должен научить удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.

На уроках постепенно складывается свой язык общения. Учащиеся к нему быстро привыкают, так как привыкают к необычным названиям упражнений.

Основными задачами обучения являются:
– укрепление общефизического состояния учащегося;
– развитие двигательных функций;
– постановка корпуса, ног, рук, головы;
– овладение первоначальными навыками координации;
– развитие хореографического мышления и воображения;
– развитие музыкальности.

Разработки занятий приведены в приложениях.

Разработки занятий Хореография “Непоседы” Приложение 1.

Раздел “Физическая культура”.

“Спорт и мы”.

Цель раздела:
Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности дошкольника.

Задачи раздела:

  • освоение различных способов выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания;
  • разучивание комплексов упражнений утренней гимнастики и физкультминуток;
  • формирование и укрепление осанки, развитие гибкости, быстроты и координационных способностей;
  • освоение дошкольниками подвижных игр и навыков спортивных соревнований.

Тематическое планирование.

 

Содержание материала

1
  1. Построение. ОРУ. – 3 мин.
  2. Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре – 5 мин.
  3. Упоры: (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади) – 3 мин.
  4. Ходьба с высоким подниманием бедра; бег змейкой – 2 мин.
  5. Подвижная игра “Пройди бесшумно” – 7 мин.
2
  1. Ходьба и бег с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу) – 1 мин.
  2. ОРУ – 2 мин
  3. Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево) – 1 мин.
  4. Седы: на пятках, углом – 1 мин.
  5. Группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью) – 3 мин.
  6. Перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью) – 7 мин.
  7. Подвижная игра: “Смена мест” – 5 мин.
3
  1. Бег из разных исходных положений и с разным положением рук – 1 мин.
  2. ОРУ – 2 мин.
  3. Прыжки с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, запрыгивание на горку матов и спрыгивание с нее – 4 мин.
  4. Ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья – 8 мин.
  5. Подвижная игра: “Совушка” – 5 мин.
4
  1. Ходьба и бег с заданием – 1 мин.
  2. ОРУ – 2 мин.
  3. Перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания – 3 мин.
  4. Хождение по наклонной гимнастической скамейке – 1 мин.
  5. Перекат из упора присев назад и боком – 3 мин.
  6. Бросок большого мяча двумя руками из-за головы – 4 мин.
  7. Подвижная игра: “Гонка мячей по кругу” – 5 мин.
5
  1. Ходьба и бег с заданием. – 1 мин
  2. ОРУ. – 2 мин
  3. Стойка на лопатках. – 2 мин
  4. Прыжки на месте и с поворотом на 90º, по разметкам. – 2 мин.
  5. Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы. – 7 мин.
  6. Подвижная игра: “Точно в мишень”. – 5 мин.
6
  1. Ходьба и бег с заданием. – 1 мин
  2. ОРУ. – 2 мин
  3. Прыжки со скакалкой. – 3 мин
  4. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой). – 9 мин
  5. Подвижная игра: “Удочка”. – 5 мин.
7
  1. ОРУ с большими и малыми мячами. – 3 мин
  2. Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях, на гимнастической скамейке. – 12 мин.
  3. Подвижная игра: “К своим флажкам”. – 5 мин
8
  1. ОРУ с гимнастической палкой. – 3 мин.
  2. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног.– 12 мин.
  3. Подвижная игра: “Пятнашки” – 5 мин.
9
  1. ОРУ с обручем. – 3 мин.
  2. Перелазание через горку матов и гимнастическую скамейку. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); перешагивание через мячи – 12 мин.
  3. Подвижная игра: “Зайцы в огороде”. – 5 мин
10
  1. ОРУ с флажками. – 3 мин.
  2. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами – 3 мин.
  3. Перешагивание через набивные мячи и их переноска – 7 мин.
  4. Подвижная игра: “Пустое место”. – 7 мин.
11
  1. ОРУ со скакалкой. – 3 мин
  2. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). – 12 мин.
  3. Подвижная игра: “Мяч водящему”. – 5 мин.
12
  1. ОРУ с мячами.– 3 мин.
  2. Подбрасывание мяча над собой. – 3 мин.
  3. Ловля мяча с собственным подбрасыванием. – 4 мин
  4. Игра: “ Играй, играй, мяч не теряй”. 10 мин.

Раздел “Занятия психолога”.

“Скоро в школу”.

Содержание данного раздела включает основные направления:

Личностное развитие.

  • Развитие мотивационной сферы (интерес к предложенной интеллектуальной деятельности, умение ориентироваться на заданную систему требований);
  • Развитие коммуникативных навыков (способность работать в группе сверстников, способность устанавливать контакт со взрослыми).

Развитие эмоционально-волевой сферы:

  • Развитие эмоциональной зрелости (достаточная независимость в поведении; адекватное ситуации эмоциональное реагирование)
  • Развитие волевой регуляции (способность выполнять умственную работу по инструкции или образцу; способность вести себя в соответствии с ситуацией).

Развитие психических процессов:

  • памяти,
  • внимания,
  • мышления,
  • восприятия,
  • воображения,
  • речи.

Развитие зрительно-моторной координации.

  • Подготовка руки ребенка к письму.
  • Развитие зрительно-моторного взаимодействия.

В разделе делается акцент на комплексный подход в развитии способностей ребенка и на игру, как ведущий вид деятельности, обладающую наибольшими развивающими возможностями.

Занятия с родителями проводятся 1 раз месяц. Цель занятий – повысить уровень знаний в области воспитания и развития. Задача – помочь родителям приобрести теоретический и практический опыт в воспитании и развитии ребенка.

На теоретических занятиях родители узнают о возрастных особенностях ребенка, о его эмоциональном мире, об особом мышлении дошкольника, о том, что игра, творчество, труд – главные воспитатели. Приобретая практический опыт, родители учатся моделировать занятия с детьми по развитию психический процессов: внимания, памяти, мышления, речи, общительности, толерантности. Практические занятия проходят в игровой форме. Цель каждой игры объясняется психологом. Продолжительность занятия 20 минут.

Разработки занятий психолога с детьми приведены в приложении.
Приложение 2.