Моделирование современной одежды. 9-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 9


Цели:

  • Знакомство с новейшими достижениями в области моделирования современного костюма, с различными методами и приемами формообразования одежды.
  • Развитие творческого подхода к  созданию эскизов модели.
  • Воспитание активной, творчески мыслящей личности.
  • Познакомить учащихся с методикой овладения информационно-коммуникационными технологиями.

Оборудование:  линейки, карандаши, основа выкройки М1 : 4,  чистый лист бумаги А4 – 10 шт.

Наглядные пособия:  рисунки с различными костюмами, журнал «Бурда моден», компьютеры, диски с компьютерным журналом, манекен, лоскутки ткани для наколки, английские булавки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Тема нашего урока «Моделирование современной одежды». Познакомитесь с различными методами и приемами  формообразования одежды.

III. Основная часть

1. Вводная беседа:

Моделирование, являющееся важнейшим звеном в художественном проектировании швейных изделий, занимается созданием разнообразных  форм одежды, а также предусмотренных моделью конструктивных линий, деталей, элементов. Моделирование представляет собой творческий процесс организации швейного материала в соответствии с композиционной идеей костюма.
Главное в моделировании формы одежды – материал, из которого он изготавливается. В зависимости от свойств материала определяется выбор способа образования формы. В каждой фазе исторического развития человек и материал менялисъ  местами – сначала материал диктовал человеку форму одежды и способ ее создания, затем человек занял активную позицию  т. е. научился получать материалы с заданными свойствами.  С появлением новых материалов формировались и новые способы моделирования одежды.
За всю историю развития цивилизации человечество накопило огромный опыт в формообразовании одежды. Современное моделирование обладает богатым арсеналом приемов формообразования, что делает возможным создание практически любой костюмной формы
При всем многообразии приемов и методов моделирования можно выделить 3 основные методы формообразования:
– от целого лоскутка ткани или другого материала;
– при помощи прямого кроя;
– на основе криволинейного кроя.
(запись способов формообразования в тетради)
Все перечисленные способы моделирования принципиально отличаются друг от друга. Рассмотрим подробно каждый из основных способов моделирования.

2. Моделирование от целого лоскутка ткани

Моделирование одежды от целого куска швейного материала является самым древним способом формообразования костюма.
Одежда, созданная из целого лоскутка материала, не имеет кроя и не сшивается. Несшитая и некроеная форма одежды встречается в костюмах практически всех народов мира. Подобная  одежда так или иначе присутствует и в современном костюме, либо играет самостоятельную роль, либо,  что бывает чаще, выступает в качестве дополнений.
Идеальным примером несшитой одежды, представляющей собой целый не кроеный лоскут ткани, является античный костюм  Древней  Греции. Основными видами одежды и мужчин и женщин были хитон и гиматей.  Первый из них  был в современном понимании легкой одеждой, выполняя роль платья,  второй являясь плащом – верхней.
Особенно красивыми и сложными были формы женской одежды. Отворачивая часть ткани и подпоясываясь под грудью или на талии, женщины создавали иллюзию костюма, состоящего из нескольких частей – блузы и юбки или безрукавной кофты и юбки.
(показ рисунка)

3. Моделирование при помощи прямого кроя

Формообразование швейных изделий при помощи прямого кроя также является древнейшим способом моделирования одежды. Возник он в местностях с суровым климатом, необходимость защиты тела от холода заставила человека сшивать полотнища ткани, кожи. Меха,  чтобы таким образом получить непроницаемую оболочку.
(показ рисунка).
Здесь изображен народный русский костюм,  являющийся образцом  прямокроенной одежды.
Популярность и широкая  распространенность прямолинейного кроя продиктована, с одной стороны, простотой изготовления одежды,  с другой – экономичностью расхода ткани, т. к. при этом способе раскроя ткань используется практически полностью, без отходов. Одежда с прямолинейным кроем идет людям с различными типами фигуры и особенностями телосложения,  потому что она скрывает как излишнюю полноту, так и чрезмерную худобу.
В современном костюме прямой крой в чистом виде используется редко.
Условно прямокроенной  считается одежда, в которой основные прямые линии кроя сочетаются с некоторыми кривыми линиями, например, линиями горловины, проймы, оката рукава

4. Моделирование на основе криволинейного кроя

В основу моделирования одежды с помощью кривых линий кроя положен принцип подгонки формы костюма к форме человеческого тела. Чтобы добиться такой формы одежды, которая бы полностью повторяла конфигурацию тела человека, необходимо использовать в конструкции изделия множество швов. Линии этих швов проходят по тектоническим точкам тела, по его выступающим и вогнутым поверхностям, а также через границы мышечных и костных соединений.
Формообразование одежды на основе криволинейного кроя является самым распространенным способом современного моделирования, так как он дает наибольшие возможности получения разнообразных костюмных форм

5. Фигура человека, как объект формообразования человека

Способы моделирования, о которых  только что рассказали, прошли длительный путь развития и совершенствования. В практике современного  формообразования костюма находят применение все 3 способа создания одежды.
Одежду можно определить как искусственный покров, облекающий фигуру человека. Без человека – носителя одежда утрачивает свой смысл. Поэтому закономерности развития костюмных форм подчинены тектонике тела человека.

(Работа с таблицей «Тектонические точки фигуры человека»).

На этом рисунке изображена фигура человека и показаны ее важнейшие тектонические точки. Спереди такими точками являются: точки сочленения торса и шеи, выступающие точки плеч, центры грудных желез, точки на уровне линии талии, пупок, выступающие точки бедер, точки нижнего уровня бедер, место лонного сращения.
Со стороны спины  расположены  следующие  тектонические точи: выступающие точки плеч, седьмой шейный позвонок, выступающие точки лопаток, точки линии талии, выступающие точки верхнего уровня бедер, выступающие точки ягодиц.
Эти тектонические точки являются «точками отсчета» при создании чертежей конструкций, по которым изготавливаются лекала для раскроя швейных изделий. Велико значение конструктивных тектонических точек и для моделирования.

6. Моделирование одежды методом наколки

– Сейчас рассмотрим методы моделирования современной одежды. Их два: это – метод наколки и метод конструктивного моделирования.
В современном моделировании все больший интерес вызывает так называемый метод наколки. Особенностью этого метода является то, что ткань для изготовления швейного
изделия не раскраивается по готовым лекалам. Модель формируются сразу из  бумаги, макетной или конкретной ткани непосредственно на манекене или фигуре человека при помощи булавок.
Наколка лифа, как правило, выполняется на одной стороне манекена: в женской одежде – по правой, в мужской по левой.
Для наколки лифа выкраиваются прямоугольные лоскуты ткани с учетом припуска на свободу облегания.

(Работа с манекеном)

Рассмотрим наиболее типичный вариант, когда членение лифа производится по боковым швам.
Процесс наколки переда лифа таков. Ткань накладывается на правую сторону манекена, при этом  совмещаются линии середины  и линии  груди на  манекене и ткани. Наколку производят в следующей последовательности: 1-я  булавка ­на линии горловины;  2-я на линии груди;  3-5 на линии талии;  4-я в вершине горловины  (перед этим ткань по горловине подрезается  и надсекается); 5-я в высшей точке груди; 6-я на расстоянии  10 см от 5-й булавки в сторону проймы  (при этом нить основы должна быть строго вертикальной); 7-я к вершине бокового шва  (нить утка располагается строго горизонтально), на свободное облегание нужно дать припуск по линии груди 1-1,5 см.
Ткань в области проймы нужно надсечь и отвести в сторону плеча. Излишек  ткани образовавшийся в результате наколки, по линии плечевого шва забирается в вытачку, которую обычно располагают на расстоянии 4-5 см от горловины.  И  направляют к высшей точке груди. Вытачка должна быть такой ширины, чтобы в нее  вошел  весь излишек  ткани  и  не было слабины по пройме. Закрепляется вытачка тремя булавками (8,9,10).
Затем ткань закрепляется по линии талии 11-й булавкой, при этом нить утка должна совпадать с линией талии на манекене. Излишек ткани между 3-й и 11-й булавками определяет раствор талевой вытачки. Талевая вытачка также закрепляется тремя вытачками (12, 13, 14).
Наколка задней части выполняется аналогичным способом.

7. Приемы конструктивного моделирования

Кроме наколки существует еще один метод – метод  конструктивного
моделирования,  который  широко используется в практике массового изготовления одежды.
Сущность его заключается в том, что в соответствии с видом, покроем, формой модели выбирается та или иная конструктивная основа, которая и преобразуется при помощи различных приемов. При этом методе осуществляется моделирование отдельных частей изделия на плоскости путем изменения конструктивных линий изделия, введения новых деталей, декоративных отделок и т. д.

(Рассказ ученицы о переносе вытачек из одних участков основы в другие)

8. Изготовление выкроек с помощью журналов мод

Изготовление выкроек в домашних условиях своими руками не всегда возможно. Для этого, как вы поняли, необходимы определенные знания. В таких случаях вам на помощь приходят ;различные журналы мод, которые сейчас можно при обрести везде.
(Рассказ ученицы об изготовлении выкроек с помощью журналов мод)

9. Изготовление выкроек с помощью компьютерного журнала

В век компьютерных технологий было бы грешно не воспользоваться компьютером для моделирования различных изделий. Сегодня мы
попробуем поработать с компьютерным журналом для изготовления выкроек.
(Работа с компьютером)

IV. Практическая работа

1. Предварительная беседа

– Как вы помните, конструирование одежды осуществляется так:

1) Выполняется эскиз изделия
2) Описывается эта модель
3) Вносятся изменения в чертеже основы.

– Поработаем над этой моделью

(На доске эскиз жилетки)

– Опишите ее.
– Из каких деталей состоит данная модель?

2. Самостоятельная работа девушек, индивидуальная помощь

V. Подведение итога урока

VI. Оценивание