Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Ожидаемый результат:

  • Учащиеся знакомятся с трудами великих философов Древней Греции,

самостоятельно подбирают  нужный материал, обрабатывают, систематизируют, находят главное.

  • Учащимся прививается  интерес к истории
  • Учащиеся осваивают алгоритм поисковой работы,
  • Ученики  проявляют творческие  актёрские способности.

Форма урока:  урок-спектакль

Подготовка урока

Учащиеся за 2 недели распределяют роли и соответственно готовят материал по биографии, трудам, крылатым фразам философов.
Если есть возможность, лучше всего выступать ребятам в костюмах эпохи Древней Греции. На спектакль можно пригласить родителей учащихся или ребят из других классов этой параллели.

Участники и роли: ведущий  (архиварус), Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Гиппократ,  Демокрит, Геродот.

ХОД УРОКА

Выходит ведущий-архивариус (в мантии, колпаке, очках)/

Архивариус: Ребята, вы наверное узнали меня. Я – архивариус! Я – учёный! Много времени я провожу в своей библиотеке. Изучаю труды великих людей всех времён и народов. Недавно я закончил изучать труды философов древней Греции. Давайте сегодня перенесёмся в ту эпоху и познакомимся с ними.

Звучит музыка (сиртаки). Выходит команда философов. Впереди Демосфен, разворачивает свиток и представляет участников.

Демосфен: Команда греческих мудрецов приветствует вас! Наш девиз: жизнь коротка, а природа вечна(все хором). Разрешите мне представить вам цвет Эллады. Знаменитейший отец греческой философии, не написавший ни одного труда. Прошу!

Сократ: Мысль должна быть в движении, мертвая запись теряет силу.

Демосфен: Его ученик – создатель знаменитой академии. Платон!

Платон: Да не войдёт в академию ни кто не знающий геометрии.

Демосфен: Ученик Платона – друг и великий спорщик. Аристотель!

Аристотель: Платон мне друг, но истина дороже.

Демосфен: Симпатичный, оригинальный, неподражаемый мыслитель. Диоген!

Диоген: (толкая Демосфена) Отойди, ты загораживаешь мне солнце!

Демосфен: Величайший врачеватель древней Греции, исцелитель недугов. Гиппократ!

Гиппократ: Клянусь не причинить вреда здоровью своих пациентов.

Демосфен: Философов, из города Абдера, известный как город  глупцов. Демокрит!

Демокрит: Меня называют смеющимся философом, так как власть, деньги – ничто, важен весь мир.

Демосфен: Всё, что происходило в наши дни, вся история Греции, записана отцом истории. Геродот!

Геродот: Я обязан записывать всё, что говорят. Но верить всему не  обязан.

Демосфен: Ну и, наконец,  я – ваш покорный слуга, оратор Демосфен.

Кланяются, отходят в сторону.

Архивариус: Ребята, вы сейчас видели и слышали мудрейших людей древней Греции. Но вы познакомились с ними, когда эти люди уже обрели славу и известность. Но ещё интереснее увидеть их, когда они учились в школе. Были примерно вашими  ровесниками. Давайте перенесёмся сквозь века, на один урок в школе древней Греции, где и увидим наших героев.

Школа. Дети сидят на стульях, за столом –  учитель.

Учитель: Звонок был, всем по местам! Кого нет?

Аристотель: Отсутствует Демосфен, Диоген, Сократ.

Учитель: Будем разбираться.

Входит Сократ босиком.

Учитель: Почему без сменной обуви?

Сократ: Учитель, но у меня и одной пары нет.

Учитель: После занятий к завхозу как малоимущий за парой сандалей. Урок выучил?

Сократ: Ээээ,.. ммм..

Учитель: Не знаешь.

Сократ: Я знаю, что я ничего не знаю.

Входит  Диоген с фонарём.

Диоген: Можно войти? (Ставит фонарь учителю на стол)

Учитель: Это ещё что?

Диоген: Я ищу человека.

Учитель: Садись. Повторяем алфавит.

Все хором: Альфа, бета, гамма...

Входит Демосфен с вазой.

Учитель: Наконец-то! Почему опоздал?

Демосфен: В силу сложившихся обстоятельств.

Учитель: Оратором ты будешь прекрасным, но меня не проведёшь.

Демосфен: (шепелявя) Ну.. я.. это... по трудам делал краснофигурную вазу, всю ночь. Вот и проспал.

Учитель: Садись. Итак, альфа бета, гамма... все повторяют хором.

Учитель: (Диогену) Ты куда полез?

Диоген: Я ищу свою нишу.

Учитель: Платон, о чём мечтаешь?

Демокрит : А он, учитель, опять фантазирует об Атлантиде.

Платон: Я мечтаю об идеальном государстве.

Учитель: Вот выпорю идеально. А что у нас пишет Геродот?

Геродот: Я записываю всё, что происходит здесь и сейчас.

Учитель: И кому это будет интересно?

Геродот: Через много лет, мои труды будут бесценны.

Учитель: Повторяем алфавит.

Все произносят алфавит, кроме Гиппократа.

Учитель: Гиппократ, ты чем занят?

Гиппократ: Я хочу узнать, что внутри лягушки. Она выглядит больной.

Учитель: Но резать-то зачем?

Гиппократ: Когда я вырасту, я стану великим врачом.

Учитель: Поживём – увидим.

В классе занят кто-чем.

Учитель: Всё, достали, пишу заявление и ухожу из школы!

Учитель идёт к двери.

Все хором: Не надо, учитель, прости нас, мы исправимся. Ты будешь ещё нами гордиться! Мы станем знаменитыми на всю Элладу. Да что там, на весь мир!

Учитель: (прослезившись) Да услышат вас боги Олимпа, дети мои!

На радостях ученики и учитель исполняют танец сиртаки. Выходит Архивариус.

Архивариус: Так всё оно и будет. Они сдержали своё слово, а нам пора прощаться ребята!

Гаснут во времени,
Тонут в пространстве,
Мысли, событья,
Тираны, лжецы.
Мы же уносим
В далёкое странствие
Лучшее, из философской мечты.

Рефлексия. Обсуждение спектакля

– Какие герои понравились?
– На кого бы хотели быть  похожи?
– Какие главные идеи подарили нам древнегреческие философы?

Подведение итогов урока