"Enjoy English" как основа высокой мотивации изучения английского языка

Разделы: Иностранные языки


Постановка проблемы выбора УМК по формированию мотивации  школьников к изучению иностранного языка.

Ребенок похож на бабочку на ветру
Одни могут летать выше, чем другие
Но каждая летает самым наилучшим способом
Зачем сравнивать ее с другими?
Каждая отличается от других
Каждая особая
Каждая красивая.

В. А. Сухомлинский справедливо отмечал, что, если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи.

В настоящее время одной из важнейших компетенций человека является коммуникативная компетенция. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения учителю нужно формировать и развивать. Согласно концепции коммуникативного обучения одной из главных задач является интеллектуальное развитие учащихся, а одним из принципов коммуникативного обучения является принцип индивидуализации, то есть учет и использование личностных свойств учащегося в процессе обучения. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Несколько лет тому назад я начала заниматься ранним обучением учащихся английскому языку. С чего начать? Как сделать так, чтобы учащиеся, начав изучать английский язык во 2 классе, не потеряли интерес к нему на протяжении всего школьного курса? Ведь практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год  интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка, активизировать познавательный интерес учащихся в условиях массовой школы, когда  класс неравномерно делится на подгруппы и учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися.

Во-первых, каждый учитель должен осознать, что можно учить ребенка иностранному языку, так как он входит в учебный план, но заставить ребенка захотеть изучать и полюбить иностранный язык невозможно.

Во-вторых, общеизвестно, что деятельность без мотива не бывает. Иными словами, ребенок должен знать и осознавать, зачем он изучает иностранный язык.

И, наконец, если мотивацией не управлять, то может произойти снижение ее уровня, но и ведущие для ребенка мотивы могут полностью потерять свою действенность.

Обучение в этом возрасте способствует развитию познавательной активности учащихся, выработке стойкого интереса к предмету «иностранный язык». Коммуникативная направленность обучения, широкое использование игр и в игровых ситуаций в качестве основного приема обучения, построение процесса преподавания с опорой на родной язык, принцип коллективно-индивидуального взаимодействия на уроке позволяют добиться хороших результатов обучения. Детям этого возраста свойственна любознательность, активность, неистраченная потребность в новых впечатлениях. Они обладают врожденной и еще не утраченной способностью к овладению языками, а языки свою очередь могут стать действенным средством развития детей.

На мой выбор были представлены различные УМК, методические работы и пособия по данному вопросу. Я выбрала  УМК по английскому языку  «Enjoy  English» автора Мерем Забатовны  Биболетовой.

Средняя ступень (5-9 классы)

Методическое обеспечение и методическая подготовка.

 За время работы в начальных классах, в целях приобретения опыта, я побывала на курсах повышения квалификации в г. Сибае,  также приняла участие в республиканской  научно-практической конференции «Проблемы раннего обучения иностранным языкам в свете модернизации языкового образования.» в г. Уфе, выступив с докладом «Обучение основным видам  речевой  деятельности  на раннем этапе обучения».

23-24 марта 2010 года мне представилась уникальная возможность прослушать курс лекций М.З.Биболетовой на семинаре «Современный урок английского языка» в г.Уфе. На этом семинаре  я познакомилась также с авторами  других учебников.

Автор линии учебников «Enjoy English» М.З.Биболетова. Встреча с авторами учебников

В целях повышения  самообразования, я перечитала большое количество    методической литературы как отечественных, так и зарубежных  педагогов. Тогда и встал передо мною вопрос. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач учителя. При ее решении следует учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

«Языковой портфель ученика» как элемент европейского языкового портфеля

У учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной степени способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс.
Принимая детей во 2 класс я понимаю, что оттого насколько я заинтересую их, будет зависеть дальнейший успех в обучении детей. Сразу же на первый урок я приношу в класс красочные, интересные и увлекательные пособия разных изданий, по которым мы в дальнейшем  будем работать.

Я сообщаю им о том, что мы сможем не только читать и писать по-английски, но и рассказывать о себе, о своей семье, друзьях, любимых животных и т. д. Своим сверстникам из разных стран мы сможем рассказать о нашем Башкортостане, о красоте нашего края, о замечательных людях, которые прославили нашу республику. С первых уроков мы начинаем заполнять личный альбом. На первом листе, после первого урока учащиеся рисуют свой портрет или наклеивают свою фотографию и устно рассказывают о себе, используя фразы My name is…  I am…  По мере прохождения учебного материала, альбом пополняется новыми рисунками и записями. Таким образом, мы начинаем использовать элементы европейского языкового портфеля (ЕЯП), который обеспечит повышение  мотивации к изучению иностранного языка за счет активизации самооценки и создании индивидуальной учебной траектории. 

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания

 Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический  барьеры. В учебнике Enjoy English используются различные игры: на развитие памяти, внимания, догадки, а также лексические, грамматические, фонетические. При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

ИКТ в обучении иностранному языку

 В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных  технологий в обучении. Новые информационные технологии – это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Возможности применения новых технологий существенно расширились. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.  В учебный план нашей школы включено изучение информатики со 2 класса. Это способствует тому, что в своей работе я имею уникальную возможность интегрировать изучение информатики и английского языка. В этих целях я активно использую  CD- Rom, включающие в себя игры, кроссворды, шарады, песни, считалки и другие увлекательные упражнения, направленные на закрепление пройденного лексического и грамматического материала в игровой форме. С помощью данного приложения можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное – формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Театрализация,  драматизация и инсценирование

 

Это еще один положительный опыт активизации познавательной деятельности учащихся. Дети 7-10 лет с огромным желанием участвуют в постановке театрализованных представлений. «Театрально-языковой социум» – это термин понимается как особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации. В УМК  «Enjoy English» входят книги для чтения, содержащие художественные тексты, стихи, пьесы.

Факты, достойные упоминания

Работая в городской школе, которая является базовой в районе, нам часто приходится показывать открытые уроки не только на уровне района, но и республики.

2004-2005 уч. год – открытый урок  во 2 классе «What can we do?»
2007-2008 уч. год – открытый урок в 5 классе «We like school, don`t we?»
2008-2000 уч. год – открытый урок в 6 классе «We are going to travel»
2009-2010 уч. год – открытый урок в 7 классе «Speaking about teenager problems».

В последнее время проводится много конкурсов, олимпиад для учащихся. Если ребенок проявил инициативу участвовать в них, то это еще одно подтверждение тому, что он заинтересован предметом.
2006-2007 уч. год – «Конкурс  научно-исследовательских работ учащихся». Ученица 4в класса Габитова Рузиля – победитель в номинации «Юный исследователь». Тема – «My family-tree».
2008-2009 уч.год – 13 учащихся 6-х классов приняли участие в международном конкурсе «British Bulldog».
2009-2010 уч.год – «Конкурс ораторского мастерства». Ученица 7а класса Шарипова Вилена – победитель среди учащихся 5-9 классов. Тема «Welcome to Bashkortostan!».

Фрагменты открытых уроков

Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения английскому языку.

Учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?», «Как сохранить свою национальную индивидуальность, язык и культуру?», идет целенаправленное использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферу личности учащихся. В учебниках «Enjoy English» уже в начальном звене практикуется проектная методика по изучению культуры народа.
В качестве примера приводится проект в 7 классе по теме «Speaking about famous people», посвященный 90-летию со дня рождения башкирского писателя и поэта Мустая Карима.

«Mustai Karim is a coeval of our Republic»

Author: Ravil Ramazanov. Photo: Andrey Starostin

On October 20 Mustai Karim — the national poet RB – would have celebrated his 90th anniversary. It seems not long ago, in autumn 2004, the Republican public community celebrated his 85th anniversary and Mustai Karim addressed himself to all participants of that evening party with the call to take care of our land. These words of the great Bashkir poet were grasped by citizens of Bashkortostan as the testament.
The birth date of Mustai Karim by a fluke coincides with the birth date of the Bashkir Soviet Autonomous Socialist Republic and it seems there is a deep sense in this coincidence because the whole life and creative way of Mustai Karim was lightened by his only one and big love in Bashkortostan and in his remarkable people. This love was his guiding star and helped him to overcome the hardship and shocks of the hard 20th century.

The national poet of Bashkortostan Mustai Karim was born on October 20, 1919, in the village Klyashevo, Bashkiria, in the family of a peasant. In 1941 he had finished the faculty of language and literature of the Bashkir State University. From the very first days of the Great Patriotic War and till the Victory Mustai Karim was at the front. He was heavily wounded and later worked as a reporter of several front newspapers.
Mustai Karim started to write in the middle of 30s. The first book of his poems “The squadron made a move” was published in 1938 and the second poetic collection “The Spring Voices” – in 1942. Since then he had published more than 100 poetic and prosaic collections and more than 10 dramatic works.
Mustai Karim belongs to that galaxy of activists of culture, who had made great endowment to “the golden fund” of Russian multinational literature and to the world literature as well. Poetry, dramaturgy, prose and publicism were subject to his powerful talent. The works of Mustai Karim are translated into dozens languages of Russia and the whole world.
Mustai Karim is the Hero of Socialist Labor, national poet of Bashkortostan, honorable activist of arts of Russia, honorable academician of the Academy of sciences RB. He was rewarded with two Lenin Orders, the Red Labor Banner Order, the Nations Friendship Order, “The Honor Sign”, the order of the Great Patriotic War of the I and the II degrees, the Red Star Order and with the order “For the merits before the Fatherland”.
The national poet RB Mustai Karim had died on September 21, 2005, in Ufa and was buried on the Muslim Cemetery. He is considered the conscience of the Bashkir nation. He left the unique and invaluable literary heritage after himself, which would be the source of inspiration for future generations forever.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Задача учителя – дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.  Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более. Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребенок скажет себе: «Вот я молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, а вдохновитель – учитель. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. «Дети подобно бутонам роз: они распускаются не одновременно, но первый цветок также прекрасен, как и последний» – это слова одного американского педагога Бетси Роджерс.

Нет сомнений в том, что сегодня школьное образование требует улучшения качества. В наше время очень важно, что учителя-практики хорошо понимают эту объективную необходимость и ищут пути решения этой проблемы.

Литература:

1. О.В.Нартова Повышение мотивации у учащихся при обучении английскому языку. Английский язык в школе, 4(28)/2009, с. 35-36.
2. А.Э.Дерябина Использование европейского языкового портфеля в российской школе.  Английский язык в школе, 1(21) 2008, с. 24-27.
3. И.И.Зимняя Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
4. И.П.Тпленкина Региональный компонент на уроках иностранного языка. –  М.: Иностранные языки, 3, 2007.
5. Материалы с семинара для учителей английского языка. г.Уфа, 22-23 марта 2010 г.