Многообразие форм графического дизайна. 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графического дизайна-полиграфическими изданиями. Познакомить с основными элементами книги.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение основных видов полиграфических изданий и основных элементов книги.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.

Организационный момент

Вступление. Нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий- книги, журналы, красочные календари, почтовые марки и т.д. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Все это вместе - формы графического дизайна.

Полиграфия началась в Европе в XV веке с книгопечатания, вобрав в себя искусство рукописной книги. В России Иван Федоров напечатал первую книгу "Апостол" в 1564 году. С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной.

Можем ли мы считать книгу синтетическим искусством и почему?

Ответы детей: В разных видах полиграфических изданий разное соотношение текста и иллюстраций, но в любом случае это соединение слова и изображения. Значит , книга является триединством литературы, графики и дизайна. Мы можем назвать книгу синтетическим искусством.

Сегодня мы поговорим с Вами о книге, ее разновидностях и ее устройстве.

Ход урока

Слайд 1, 2 (Приложение 1.)

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Многообразие форм графического дизайна".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

8. Многообразие форм графического дизайна

Слайд 3.

Книга - базовое понятие в полиграфии и основной вид полиграфической продукции.

Книга - самое развитое изделие полиграфии. Если какие-то элементы книги отсутствуют, то уже имеем другой вид изделия полиграфии по нисходящей. Например: брошюра - мягкая обложка, буклет - многосгибная тетрадь, газета - односгибная тетрадь, листовка - двусторонне запечатанный лист, плакат - односторонне запечатанный лист.

Книга - это не только носитель информации, но и событие в жизни многих людей.

Книга - базовое произведение полиграфии.

Слайд 4.

Различают несколько видов книг в зависимости от их оформления.

Книга с двойным входом (аллигат, книга-перевертыш) - книжное издание, содержащее два текста, которые начинаются с обеих сторон обложки или переплетной крышки, при этом каждый из текстов имеет свой титульный лист и свою пагинацию.

Книга со "своим" форзацем - у нее в качестве форзацев использованы первый и последний листы книжного блока.

Слайд 5.

Книга в мягкой обложке - в качестве переплета у нее вместо переплетной крышки использована мягкая обложка, как у брошюр.

Инкунабулы - книжные издания раннего, "колыбельного" периода книгопечатания (условно до 1 Января 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

Рукописная книга - памятник письменности, относящийся преимущественно ко времени до возникновения книгопечатания. В религиозных храмах и монастырях изготовление и хранение рукописных книг находило и находит широкое применение

Слайд 6.

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Книжное издание состоит из книжного блока, переплетной крышки или обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания и элементов его оформления.

Книжный блок состоит из тетрадей, подобранных в порядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трех сторон. Это комплект, скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Слайд 7.

Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название.

Мы рассмотрим лишь самые значительные:

  • Переплет
  • Форзац
  • Титульный лист
  • Шмуцтитул
  • Разворот

Слайд 8.

Переплетная крышка - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке. Переплетная крышка - основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев. Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.

Переплет - прочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги.

Слайд 9.

Корешок - край блока (книги, брошюры, журнала). Место, где скреплены все технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).

Каптал - хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы корешка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать промежуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный под цвет переплета книги, - это элемент ее художественного оформления (украшения).

Слайд 10.

Форзац - четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней стороне переплетной крышки, а другая, в большинстве книг, узкой полоской у корешка - к первой и последней страницам издания.

Нахзац - элемент издания в виде односгибного листа бумаги или конструкции из двух листов, скрепляющий книжный блок с задней сторонкой переплетной крышки.

Слайд 11.

Титульный лист - начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др.

Может включать изобразительный элемент

Слайд 12.

Разворот - это две развернутые страницы

Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)

Слайд 13.

Шмуцтитул - лист, делящий книгу на части, разделы или главы.

Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.

Слайд 14.

Обложка - бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка издания, предохраняющая его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений и служит элементом внешнего оформления.

Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещаются текст, иллюстрации.

Слайд 15.

Поля страницы - незапечатанные участки на странице вокруг полосы, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (переднее) и внутреннее (корешковое).

Пропорция страницы - соотношение ширины и высоты страницы издания; непосредственно связана с его форматом.

Слайд 16.

Колонцифра - цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Набирается обычно вверху или внизу полосы издания с выключкой к переднему полю страницы, иногда к корешковому полю или по середине.

Концевой титульный лист (колофон) - последняя страница издания с его выпускными данными.

Оборот титульного листа (оборот титула) - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, стандартный международный номер книги).

Слайд 17.18.

Подготовка книги к переплету и переплет книги. Обрезка книги и обработка корешка.

Слайд 19

Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги

Слайд 20.

При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта (например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)

Слайд 21.

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не "как попало", а в определенном композиционном порядке.

Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.

Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги

Слайд 22.

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.

В книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном, так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и "не забивал текст", чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.

Слайд 23.

Задание 1.

1. Выбрать литературное произведение

2. Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги

3. Распределить элементы книги по участникам проекта

4. Выполнить макет обложки книги, титульного листа разворота

Слайд 24.

Для выполнения задания выберите программу в которой Вам будет удобней работать.

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Ответы учеников. (С разными видами полиграфических изданий, с элементами книги (могут перечислить) и технологией создания книги.)

Просмотр работ и анализ.

Список литературы

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.