Урок математики по теме "Числовой луч". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1 класс

Цели:

а) познакомить с числовым лучом, особенностями его построения, продолжить развивать умения сравнивать предметы;

б) развивать у детей умение наблюдать, обобщать, активизировать математический язык;

в) воспитывать интерес к математике.

Оборудование:

  • логическая таблица "Какой человек потерялся?";
  • карточки-рисунки "Собаки" (7 шт.);
  • карточки с заданиями по числовому лучу (индивидуальные и для проверки на доске;
  • изображения Маши и Миши;
  • учебник;
  • рабочая тетрадь, линейка, циркуль.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.

- Проверим готовность к уроку: учебник, тетрадь, линейка, карандаш, циркуль.

II. Разминка. Устный счет.

- Начнем урок с "Гимнастик для ума".

а) - Как узнать, какой человек потерялся?

(Сравнить человечков в ряду. Посмотреть, что изменится, что нет.)

- Будем двигаться сверху вниз. Голова всегда круглая, направление рук изменяется: в стороны, вниз, вверх. Форма юбки изменяется.

- Нарисуйте, какой человек потерялся?

(Ученики выполняют задание. Проверка!)

б) Сравнение предметов. Собаки.

- Чем похожи? Чем отличаются? (3 и 4)

(Похожи цветом, размером, породой, отличаются шляпой, направлением хвоста, цветом носов).

- Убери лишний рисунок (по шляпе, цвету носа, размеру, наличию ошейника, направлению хвоста).

- Сколько всего собак? Разбейте на группы.

  • 1 + 6 - по цвету носа
  • 2 + 5 - с ошейником и без
  • 3 + 4 - по породе
  • 4 + 3 - по направлению хвоста, по направлению движения собак
  • 6 + 1 - по размеру (в шляпе и без нее)

Итак

  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

- Как еще можно сравнивать предметы?

("на глаз", наложением)

- Какой инструмент помогал сравнивать длины отрезков?

(циркуль)

III. Постановка учебной задачи.

Назовите геометрические фигуры

- Чем луч и отрезок схожи? (Это части прямой).

- Чем различаются? (Луч имеет начало, отрезок имеет начало и конец)

Кто знает, что это? На что похоже?

(Дети рассуждают: похоже на луч. Что обозначено на луче? Можно сравнить с числовым рядом)

Это числовой луч. Сегодня мы все узнаем о числовом луче, ведь на следующих уроках он нам очень поможет.

IV. Новый материал.

- Как вы думаете, что обозначают числа 1, 2, 3?

(Сколько мерок отложили)

- А нуль? (Начало луча).

- Можно ли дальше проставить числа? ( Да)

- Все я правильно делаю?

(Нет! Мерки должны быть одинаковыми).

- Как можно это сделать?

(Отмерить дальше мерки и подписать числа по порядку, как в числовом ряду).

- Молодцы! Я сейчас всё исправлю.

На готовом луче отмерить мерки и поставить числа.

Все показать на доске с помощью циркуля.

- Что получилось? (Числовой луч).

- Как расположены числа на луче? (В порядке возрастания).

- На что похоже? (На числовой ряд).

- Прочитайте числа от 10 до 3 в порядке убывания, прочитайте через 1 от 1 до 10, через 1 от 2 до 10.

Физкультминутка.

Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали
И за кустики пропали.

V. Работа по теме. Закрепление.

- Сегодня ученики первого класса Маша и Миша получили задание.(стр. 60).

Начертить луч, отложить на нем мерку, затем отметить точки, которые соответствуют числам 2,3,4,5,6:

  • Миша сделал так:
  • Маша сделала так:

Кто прав: Маша или Миша?

Маша права, т.к. мерки отложила одинаковые, числа записала по порядку, как в числовом ряду.

Миша не прав, т.к. мерки у него разные.

- Начертите в тетради луч. Как это сделать?

(С помощью линейки, карандаша начертить прямую с началом).

- Отложить на нем мерку. Теперь на каждом числовом луче можно отметить точки, которые соответствуют числам 2,3,4,5:

Проверка!

№ 138 стр.61 - Один ученик читает задание. Все получают листы с заданием, выполняют. Один ученик выходит к доске и показывает точки 3,5,6; так работать со 2-м и3-м лучом.

№ 139 - Сколько мерок в каждом отрезке? (Ученики выполняют задание на листочках). Проверка!

VI. Самостоятельная работа.

Работа вТПО (тетрадь на печатной основе) № 68

- Нарисуй числовой луч, используя данную мерку.

(Взаимопроверка)

VII. Итог:

- Какое новое знание открыли?

Оцените свою работу:

  • что понравилось?
  • что получилось?
  • что не получилось?