Использование мультимедийных презентаций для подготовки к государственной (итоговой) аттестации

Разделы: Иностранные языки


Анализ обязательного минимума содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки учащихся по французскому языку на каждом этапе обучения позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в содержании образовательных программ и требованиях к уровню подготовки выпускников четко прослеживается преемственность между уровнями и постепенное усложнение требований. Это значит, что подготовка к завершающему экзамену (государственной (итоговой) аттестации или единому государственному экзамену) должна начинаться на достаточно раннем этапе обучения иностранному языку.

Во-вторых, обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников по чтению и говорению чётко задают тематику материалов, используемых в учебном процессе.

Так на средней и старшей ступенях образования тематика текстов должна представлять социально-культурную, социально-бытовую и трудовую сферы общения, а также социально-гуманитарную специализацию учащихся.

В-третьих, требования четко определяют основные учебные цели чтения;

а) чтение с целью понимания основного содержания текста;
б) чтение с целью относительно полного понимания текста;
в) чтение с целью выборочного понимания необходимой информации.

В-четвертых, в современных требованиях делается особый акцент на оценке изучаемой информации и на выражении учащимися своего мнения по обсуждаемому вопросу. Это способствует формированию у них критического мышления и выбору активной жизненной позиции.

В-пятых, в обязательном минимуме учебных программ и требований ставится вопрос о необходимости развития умения воспринимать на слух различные типы текстов.

При работе над дидактическим комплектом материалов по обучению чтению в 9 классе нами учитывались вышеперечисленные выводы. Главной задачей, на решение которой направлены представляемые материалы, является формирование навыков и умений чтения, максимально возможных на разных этапах обучения французскому языку как развитие умений опосредованного (через видео, аудио, фотоматериалы) иноязычного общения, а также восприятия иноязычной речи с дальнейшей проверкой понимания при помощи тестов, вопросно-ответных упражнений.

Содержание представленных материалов определяется прежде всего природой самого общения, включающего аспекты культуры, личности, общества, речевого поведения носителей языка, т.к. обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель – ввести учащихся в мир культуры страны изучаемого языка.

Развитие у учащихся умений восприятия, понимания и интерпретации письменного источника информации осуществляется на основе так называемых textes vrais или textes authentiques (данные понятия в терминологии французских ученых-методистов служат для определения учебных текстов имитирующих либо повторяющих реально существующие в языке источники). Мы используем это понятие для определения текстов из различных источников Интернет-ресурсов: publicites различных отелей, аэропорта Орли, газетные и журнальные публикации, официальные сайты Лувра и др.

Слайд-презентации разработаны по всем темам учебника “Синяя птица” за 9 класс и соответствуют предметному содержанию речи, прописанному в Примерных программах по французскому языку, позволяют расширить и нагляднее изложить учебный материал учебника. Данные презентации, являясь учебно-наглядным пособием, призваны решать воспитательные, развивающие и дидактические задачи на каждом уроке: развивать у обучающихся зрительное восприятие, внимание, память; использоваться для презентации нового и (или) автоматизации, активизации ранее изученного учебного материала; повышать интерес и мотивацию к изучению предмета.

Использование данных презентаций позволяет учащимся встречаться с информационными технологиями не только на уроках информатики, но и в других сферах учебной деятельности, что позволяет повысить интерес, мотивацию, навык, грамотность в использовании “электронного помощника” не только как объекта изучения, но и как удобного инструмента в жизни и деятельности человека. Кроме того, обучающиеся, включившись в работу по предмету со слайд-презентацией, используют все три уровня восприятия информации: визуальный (видеоматериалы), аудиальный (аудиоматериалы), тактильный (письменный, работа с клавиатурой), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал. Ученик отрабатывает на уроке французского языка навыки работы с компьютером индивидуально или в составе учебной группы. Учебная деятельность строится таким образом, что ученик овладевает не только знаниями по предмету, но и способами их приобретения. Именно этот вид активной и разнообразной деятельности служит повышению уровня познавательной мотивации – не быть пассивным объектом воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения.

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Работа по данным материалам предполагает, что параллельно со средствами Power Point на уроке средств используются словари. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия и быстрее находить отображаемый объект. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

При использовании на уроке слайд-презентации, как учебно-наглядного пособия, учитель должен может использовать различные способы их презентации:

  1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут). Проецирование на большой экран подходит для ознакомительных уроков французского языка, для фронтальной работы.
  2. Демонстрация на компьютерах обучающихся (но управление презентацией осуществляется только учителем). Демонстрация на компьютерах, управляемая учителем, подходит для текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
  3. Самостоятельная работа с готовой слайд-презентацией на компьютере в автоматическом или управляемом учащимся, а не учителем, режиме. Управляемая учеником, готовая презентация подходит для повторения (активизации) материала, самостоятельной автоматизации изучаемого в процессе чтения с извлечением информации, поискового чтения с использованием справочных материалов, словарей, в ходе выполнения упражнений, самотестирования.

Компьютерная программа Power Point, с помощью которой создана данная презентация, позволяет вносить коррективы в последовательность изложения учебного материала, дозировать учебную информацию в зависимости от подготовленности учащихся, насыщать урок различной информацией, иллюстрациями и т. д. На таких уроках все учащиеся обычно заняты, каждый работает в своём, комфортном ему режиме. Это позволяет рационально организовать деятельность учащихся на уроках французского языка, повысить мотивацию к изучению темы.

В данной презентации следующая структура заданий по темам:

Работа проводится с опорой на прочитанный текст:

  1. Прочтите текст (Lisez ces textes et decouvrez...);
  2. Ответьте на вопросы по тексту (Repondez aux questions sur le contenu de ce texte);
  3. Найдите верные фразы (Trouvez le phrases justes);

Линейка слайдов по теме представляет собой несколько вариантов однотипных по структуре, но различных по содержанию заданий, что дает обучающемуся возможность работать строго индивидуально, получив свое собственное задание.

Кроме того, предусмотрены два уровня выполнения заданий: 1 уровень рассчитан на обучающихся с пробелами в ЗУНах и недостаточно развитыми познавательными способностями (например, память, внимание, речь на французском языке), 2 уровень для более подготовленных обучающихся. Задания 1 и 2 уровней имеют одинаковое содержание и проверочные работы, но в первом случае текст презентуется с заданиями на одном слайде, а в презентации 2 уровня сложности тексты и задания к ним находятся на разных слайдах, поэтому ученику при выполнении потребуются всё его внимание и память.

Таким образом, использование ИКТ-технологий, в частности, программы Power point, и компьютера на уроке в организационном и методическом планах позволяет учителю:

1) сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа презентация может использоваться многократно в различных вариациях – можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т. д.). Кроме того, компьютер позволяет легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту и т. д.);

2) создать базу индивидуальных карточек с заданиями, дифференцированных проверочных работ, тестов по различным темам, текстов исторических документов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических деятелей, песни и т. д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять в электронном варианте;

3) составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации, видеозаписи, слайды и т. д.), которые послужат материалом для уроков и дальнейшей работы учителя в данной области.

В плане решения задач воспитания, развития и обучения учитель может:

4) формировать у учащихся яркие и объемные представления о прошлом, создавать иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем в географическом пространстве и во времени по стране изучаемого языка; двигаться по различным смысловым, ассоциативным линиям, следить за развитием событий, вмешиваться в их ход и решать проблемы;

5) помочь ученику получать много разнообразной новой информации при поиске необходимых учебных материалов, освоить приёмы поиска информации и работы в сети Интернет;

6) привлекать активных учеников к сбору материала для презентации к уроку, повысить мотивацию к учению у учащихся за счёт активной позиции в процессе обучения – субъект-субъектные отношения в ходе занятия и подготовки к нему.

Привлечение обучающихся к проектной деятельности по предмету является для нас одновременно методом обучения и стимулирования и мотивации к учебной работе по предмету. Такая работа планомерно проводится учителями французского языка уже в течение нескольких лет. Подростки выполняют задания по подбору материалов, готовят слайд-шоу, занимаются учебно-исследовательской работой. Всё это также позволяет добиваться высоких учебных результатов по предмету, участвовать в работе научно-практических конференций, конкурсов проектных, исследовательских работ.

Чтобы органично включить мультимедиа презентацию в урок, необходимо исходить из поставленной цели урока и содержания слайд-презентации.

Проецирование на большой экран подходит для докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций. Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.

Мы работаем над содержанием, дополняем и(или) сокращаем данные слайд-презентации в зависимости от задач урока с учётом следующих требований:

  • Информация на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены
    предложения, минимум вводных слов, крупный текст.
  • Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.
  • Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для текста должны демонстрироваться (по времени) в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и уровнем знаний, умений и навыков владения французским языком каждого обучающегося.
  • Информация на слайдах может либо пояснять содержимое кадра, либо расширять его.

С начала 2008–2009 учебного года проводилось внедрение дидактических материалов в процесс обучения чтению связного текста на уроках французского языка. По наблюдениям учителя, опросам обучающихся можно констатировать рост интереса к предмету. По предыдущему опыту работы учитель отмечала ежегодный достаточно резкий спад интереса и мотивации к изучению французского языка в 9 классе. Т.к. контингент обучающихся Центра составляют, в основном, мальчики, профессионально ориентированные на получение начального или среднего технического образования, то в выпускном классе интенсивно ведётся подготовка к государственной (итоговой) аттестации по предметам технического цикла и (или) физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности как самым простым. Поэтому мы считаем показательным и положительным моментом – рост интереса к уроку, мотивации к изучению предмета в результате использования при обучении представляемых материалов.

Приложение 1, Приложение 2

Литература

  1. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании, http://pedsovet.org/
  2. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций, http://bank.orenipk.ru/
  3. http://www.louvre.fr/