Урок обучения грамоте "Шипящие согласные". 1-й класс по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

1.Ознакомление с шипящими согласными.

2. Развитие умения распознавать в словах шипящие звуки, правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными а, у, и.

3.Повторение и закрепление изученных орфограмм (родственные слова, многозначные слова и др.)

4. Воспитание интереса к знаниям, доброго отношения друг к другу.

5. Развитие речи, мышления, мелкой моторики руки.

Оборудование: "Азбука" Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец, разрезная азбука для индивидуальной работы, магнитная азбука, поддон с песком, город Буквинск (домики гласных, согласных), мультимедийное оборудование: изображение сказочного героя, животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организация рабочих мест. Правила посадки.

II. Введение в тему урока.

1. Театр "Живые буквы". Три ученика изображают букву ш, другие букву ж.

Остальные дети показывают ответ в разрезной азбуке.

2. Фонетическая зарядка.

- Как жужжат шмели? (ж-ж-ж)

- Что можете рассказать об этом звуке? (Согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый)

- Какой буквой обозначаем этот звук? В каком домике она живёт?

- Изобрази её. Несколько ребят пишут букву на песке.

Далее проводиться аналогичная работа:

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Как чикают ножницы? (ч-ч-чик) Выделить первый звук.

- Как шипит масло на сковородке? (щ-щ-щ)

III. Новый грамматический материал.

- Произнеси звук. Учитель вразнобой указывает на буквы (магнитная доска) ш, ж, ч, щ, провоцируя шум, шипение. Появляется Змей Горыныч (проектор).

- Кто это? В каких сказках встречается?

- Наш гость из царства Грамматики - Змей Горыныч Шипящий.

- А кто догадается, почему его так прозвали? (Он шипит)

- Правильно! У него 4 головы и каждая шипит по-своему.

- Посмотрите и, в знак уважения, поздоровайтесь с каждой головой.

(На экране появляется транскрипция букв ж, ш, ч, щ у каждой головы Змея. Дети произносят звуки)

- Что мы сейчас делали? (Произносили звуки, здоровались, шипели)

Как можно назвать все эти звуки? (Согласные, шипящие)

IV. Физкультминутка.

V. Повторение и закрепление.

1. Нахождение и распознавание в словах букв и шипящих звуков.

Змей Горыныч Шипящий хочет вас проверить и даёт вам задание первая голова:

- Найди одинаковый звук в словах: ёжик, жаба, снежинка, лужа? Характеристика звука.

Задание второй головы:

- Придумай слова со звуком [ш] в начале слова, в середине, в конце.

Задание третьей головы: Работа в тетради. Появляется изображение животных, среди которых есть черепаха, чайка, червяк, бабочка и др.

- Кого вы видите?

- Можно одним словом назвать всех? (Животные)

- А на какие группы разделить? (Птицы, насекомые и т.п.)

Записать столько раз букву ч, сколько животных вы увидите на рисунке, в названии которых есть этот звук.

Задание четвертой головы: Работа с книгой ("Азбука" стр.53). Чтение слов. Повторение и закрепление изученных орфограмм (родственные слова, многозначность слова, твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу)

VI. Итог урока.

  • Что узнали?
  • Чему научились?
  • Что нужно запомнить?