Интегрированный урок (история + математика) "Московский Кремль от Ю.Долгорукого до Ивана III. Решение задач с уравнением". 7-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  • Знать алгоритм решения задач с уравнением;
  • Уметь составлять уравнения для решения задач, используя исторический материал.
  • Способствовать расширению кругозора, повторить материл об истории Московского Кремля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации к уроку; стихи о Москве Н.Кончаловской; слайды с заданиями и видами Кремля, книги о Москве.

(Общая панорама Москвы)

Учитель истории: Москва- столица нашей Родины, сердце России, большой современный город. Но не сразу он стал таким.

С мала ключика студена потекла река,
С невелика начиналась матушка Москва.

Москва не сразу строилась, так говорят в народе.

Пройдет более 8 веков, прежде чем город приобретет свой современный облик.

При слове Москва у каждого из нас возникают разные картины, но обязательно мы вспоминаем Кремль. (вид современного Кремля)

Кремлю столько же лет, сколько и Москве. Каждый век оставляет свой след на этом самом видном и высоком месте столицы.

Давайте посмотрим, как рос и расцветал Кремль, с чего он начинался.

Сегодня мы вспомним историю Кремля со времен Юрия Долгорукого до Ивана III,восстановим картину строительства его стен и башен.

Учитель математики: а для того, чтобы путешествие в прошлое было более увлекательным и интересным, нам необходимо погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем стать участником былых событий. Помощниками нам в этом будут задачи и уравнения, которые мы будем решать на уроке. Ведь точно такие же или похожие приходилось решать древним мастерам и " градодельщикам". И вам, ребята, как и им придётся применять: знания, смекалку, находчивость.

Учитель истории: итак , первая страничка нашей истории.

Ученица№1:

Там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата.
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге:

Ученица№2: когда-то на месте нынешней Москвы росли еловые, сосновые и дубовые леса. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. Пересекались здесь водные и конные дороги. Сын В. Мономаха князь Владимиро-суздальского княжества Ю. Долгорукий отобрал эти земли у боярина Кучки. Чтобы обезопасить место он велел огородить селение на Боровицком холме стеной. С тех пор и стала Москва городом (т.е. местом обнесенным стеной)

На картине А. Васнецова мы видим, как это происходило. Въехал на вершину Боровицкого холма князь с дружиной. Смотрит, как идут дела, что построено. В центре холма плотники из больших могучих бревен строили дома похожие на деревенские избы. Рядом с ними невысокая церковь и колоколенка. Поодаль городят стену из мощных бревен. Вся Москва - деревянная и маленькая, "мал деревян град".

Портрет Ю.Долгорукого

Ученица№1:

До нас дошло описание внешности князя Юрия: был он роста немалого, толстый, лицом белый; глаза небольшие, нос длинный и кривой.

Прозвали его так потому, что князь стремился завладеть Новгородом, не прочь прибрать к рукам Киев. При нем появилось много новых городов: Кострома, Дмитров.

Из летописи известно, что князь Юрий Долгорукий послал черниговскому князю приглашение:

"Приди ко мне, брате, в Москов! Князья встретились, держали совет, и Юрий, как   гостеприимный хозяин устроил в честь Святослава пир - "обед силен".

Было это в 1147г, его и принято считать годом основания Москвы.

Учитель математики: задача№1 о Кремле Ю. Долгорукого

Площадь кремля в 6 раз больше площади маленькой крепостницы. Вместе эти две площади 105000м2. Найдите площадь маленькой крепостницы и площадь Кремля, который приказал построить Юрий Долгорукий на её месте.

(Ответ:15000м2, 9000м2.)

(ролик "Сожжение Москвы татарами")

Учитель истории : теперь наш путь в следующий век - 13-й. тяжелый век русской истории. Напали на город орды Батыя.

Ученица№3:

К берегам Москвы-реки
Хан Батый привел полки.
Занялись у стен пожары,
Загорелся Кремль свечой
Все дотла сожгли татары
И умчались саранчой.

(картина А.Васнецова "Кремль при Иване Калите")

Но прошло немного лет
И на старом пепелище,
На кремлевском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба ,
Белокаменные храмы
С золотыми куполами.
И Москва назло всем ханам
Засияла красотой.
Управлялась князь Иваном,
Князь Иваном:::..

Учитель математики: А как прозвали этого московского князя, вы узнаете выполнив следующее задание.

Задача№2.

Решите уравнения. Их корни запишите в порядке убывания и под каждым корнем напишите букву, которой была обозначена эта неизвестная.

4х+5=2(х+1)+11.

Ответы: 1) х=4 (ли).

5(2х-2)=2(3х-15).

2) х=-5(та).

5х-(х-19)=2х-1.

3) х=-10(кА).

Ответ: КАЛИТА.

Трое обучающихся решают одновременно три уравнения. Последний читает прозвище московского князя.

Учитель истории: необычное прозвище у этого князя. Вспомните, почему его так называли.

Дети отвечают.

Ученик№4: И вот когда в 14 веке в Москве правил князь, чьё имя известно каждому- Д.Донской, случилось важное событие.За один год была возведена новая крепость, она охватила кольцом всю Москву. Стены возводили из камня - известняка. С тех пор и прозвали Москву белокаменной.

Учитель истории: почему имя Дмитрия Донского известно каждому из нас? Чем еще прославился князь?

Дети отвечают

Учитель истории: Подошло время рассказать, откуда же появилось в русском языке само слово Кремль.

Дети отвечают

Предполагают, что слово пришло к нам из греческого языка в видоизмененном виде и означает тоже самое что и акрополь (верхний город, крепость). Другие считают, что слово произошло от слова "кремь"- крупный строевой лес в бору.

Учитель математики: Задание №3

Самостоятельно (с последующей проверкой) решите по 3 вариантам 3 задачи.

  • В-1 (слабая группа обучающихся)
  • В-2 (средняя группа обучающихся)
  • В-3 (сильная группа обучающихся)

Задача 1. Кремль. Построенный при Ю. Долгоруком имел площадь 9 га, а при И. Калите- на 10,9 га больше.Вычислите площадь Кремля при И. Калите.

Задача 2. Белокаменный Кремль, возведенный при Д. Донском имел стены длиной 1,979 км. Современный Кремль имеет стены на 0,256 км. длиннее. Вычислите длину стен современного Кремля.

Задача3.Современный Кремль на 6,6 га больше, чем был деревянный Кремль И. Калиты, а вместе 2 площади 46,6 га. Какая была площадь деревянного Кремля и какая площадь современного Кремля?

Учитель истории: в 15 веке при Иване III Москва стала столицей единого государства .

Ученик№5: Кремль, построенный Д. Донским пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясение. Белокаменные стены обветшали, стали осыпаться, во многих местах темнели провалы. Время от времени их заделывали красным кирпичом, серым булыжником, а то и просто досками. Вскоре после свержения монголо - татарских ханов началось строительство новых кремлевских стен и башен из красного кирпича.

Ученица№6: правнук Дмитрия Донского

Древний Кремль отстроил снова.
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильич третий
Русским людям услужил-
Перестроил стены эти,
Рвом глубоким окружил.

Ученик№7:

Для постройки стен кирпичных,
Башен, храмов и дворов
Князь Иван позвал отличных
Русских зодчих- мастеров.
19 грозных башен
Простояли 5 веков.
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов.

Ученица№8:

Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны,
Как и 5 веков назад!

Учитель истории: существует легенда, что башни кремлевских стен, могут беседовать друг с другом и даже ссориться ,кто из них главней. Давайте и мы их послушаем.

(Сценка "Башни") дети в колпаках- башнях выстраиваются, повторяя очертания стен кремля. На груди надпись с названиями башен.

КУТАФЬЯ: говорю вам, я самая главная башня. Хоть я и маленького роста, не такая высокая, как некоторые, зато вот какая я круглая да нарядная.

БОРОВИЦКАЯ: ты, дорогая Кутафья, помолчи да послушай. Имя мне дали Боровицкая по сосновому бору, который в древности покрывал кремлевский холм. Вот какая я древняя!

ОРУЖЕЙНАЯ: зато я самая богатая! За моими стенами хранилось много оружия, а сейчас находиться известный музей Оружейная палата.

КОМЕНДАНТСКАЯ: я - комендантская башня. Расположена была очень близко к царскому дворцу. Да-да-да, к самому царскому дворцу!

ТАЙНИЦКАЯ: ну что вы спорите! Я самая главная, потому что я была построена самая первая. А вас-то еще и не было! Подо мной находится тайный ход, который ведет к Москве-реке.

СПАССКАЯ: чтобы вы не говорили, а я самая высокая- 80метров. Я хоть и самая молодая, но у меня есть главные ворота при входе в кремль. Раньше проходили через Спасские ворота только с обнаженной головой, снимая шапки. А кто не подчинялся, того заставляли 50 раз поклониться мне- Спасской башне. на мне уже несколько веков отсчитывают свое время куранты.

Учитель математики:

Уважаемые башни, ссорится глупо. Все вы важны, у всех у вас своя интересная история. Давайте лучше решим очередную задачу и узнаем, сколько было круглых башен, многогранных башен и четырёхгранных башен.

Задача №4 Башни Кремля.

Из 20 башен Кремля круглых в 2 раза больше, чем многогранных, четырёхгранных в 8 раз больше, чем круглых, одна Кутафья - неправильной формы. Сколько башен каждой формы имеет Кремль?

Ответ: 1-многогранная башня,2-круглых,16-четырехгранных.

Учитель истории: и последняя наша страничка.

Ученица№9: По указу Ивана III была освобождена от строений площадь за кремлёвской стеной и рвом. На ней возник московский торг. Даже на мосту через ров стояли лавки, где продавались рукописные книги. Зимой всю торговлю переносили на лед : продавали сено, дрова, продукты. Устраивали кулачные бои и конные состязания. Здесь объявляли указы царские глашатаи. Как называлась эта площадь? Почему?

Дети отвечают

Учитель математики : всякий раз приезжая в Москву гости столицы спешат на Красную площадь. Главную площадь нашей Родины. Почтить память защитника Отечества у могилы Неизвестного солдата. Московский Кремль ежегодно посещают сотни тысяч экскурсий взрослых и детей. Среди них бывают обучающиеся и Новорогачинской средней школы. Московский Кремль оставил неизгладимое впечатление на учащихся нашей школы своей красотой.

ФОТОВЫСТАВКА

Много здесь прекрасных мест, поражающих своей красотой и величием, но об одном сегодня хочется сказать особо.

Могила неизвестного солдата. 8 мая 1967г зажгли здесь вечный огонь. На камнях начертаны слова "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Он погиб в дни битвы под Москвой, защищая подступы к столице. Это общий памятник всем воинам, что покоятся в безымянных могилах на фронтовых дорогах от Бреста до Берлина.

На экране 4 Кремля: от Юрия Долгорукого до Ивана III

Учитель истории: сегодня на уроке мы рассмотрели 4 этапа в истории нашего государства, увидели, как изменялся и рос Кремль на протяжении 4-х веков.

Учитель истории: История Кремля продолжается. И сегодня наш 21 век вписывает свою строку в летопись Кремля. В кремле находиться резиденция Президента РФ.

В1991 г создан государственный историко - культурный музей-заповедник "МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ".

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.