Образовательная программа для базовых музыкальных учреждений по специальности фортепиано ( трехлетнее обучение c 14 лет)

Разделы: Музыка


Данная образовательная программа художественно-эстетической направленности, разработана на основе собственного опыта составителей программы и интенсивной методики.

Создание данной программы обусловлено тем, что в последние годы среди населения возрос интерес к изучению музыкального искусства и овладению игрой на различных музыкальных инструментах, в частности – на фортепиано. В ДМШ и ДШИ приходят подростки 14-17 и более лет. Желание учиться музыке продиктовано разными причинами – закончить прерванное ранее обучение, научиться музицировать, получить основные навыки игры для поступления в другие учебные заведения (педучилище, духовная семинария и т.п.). В связи с этим возникла необходимость разработки программы для учащихся старшего возраста, которые не могут пройти курс 5-ти, 7-летнего обучения.

Представленная образовательная программа по специальности фортепиано З-х летнего обучения является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей авторам не известно.

В программе использованы материалы:

1. Методическая работа преподавателя Быковой И.А. “Работа над аппликатурой”.

2. Методическая работа преподавателя Кочетовой Е.Б. “Подготовка учащегося к публичному выступлению в классе фортепиано ДШИ и ДМШ”.

Цель программы – воспитание эстетического вкуса и слушательской культуры учащихся старшего возраста посредством развития музыкальных способностей и приобретения навыков самостоятельного музицирования.

Задачи программы:

- освоить основы музыкальной грамоты,

- организовать игровой аппарат,

- развить комплекс исполнительских и слуховых навыков,

- обучить исполнению доступных музыкальных произведений различных жанров.

- воспитать навыки домашнего музицирования,

- способствовать накоплению музыкальных впечатлений,

- развить навыки концертного выступления.

Программа рассчитана на 3-и года обучения при работе с учащимися в возрасте от 14 лет.

Программа предусматривает принцип уровневой дифференциации, поскольку обучаться игре на фортепиано приходят подростки с разным уровнем подготовки (группа “А” - учащиеся с незаконченным обучением в ДМШ группа “Б” учащиеся без подготовки).

Ожидаемые результаты и способы их проверки по уровням (группам)

I год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

- закрепление пройденного теоретического материала и игровых навыков,

- освоение новых теоретических знаний,

- приобретение новых технических навыков,

- знакомство с различными музыкальными жанрами,

- чтение нот с листа,

- развитие музыкальных способностей,

- приобретение навыка игры в ансамбле,

- приобретение навыка игры аккомпанемента,

- целенаправленное слушание музыки: концерты, записи, фильмы про выдающихся исполнителей с последующим обсуждением.

Группа “Б” (без подготовки):

- освоение элементарной теории музыки,

- приобретение основных игровых навыков,

- чтение нот с листа,

- освоение технических формул,

- приобретение первоначальных технических навыков,

- развитие слуха, ритма, памяти,

- освоение посильного классического и объемного вспомогательного (песенного, эстрадного, обработок и т.д.) учебного материала,

- приобретение навыка игры в ансамбле,

- приобретение навыка игры аккомпанемента,

- целенаправленное слушание музыки: концерты, записи, фильмы про выдающихся исполнителей с последующим обсуждением.

II год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

- закрепление пройденного материала,

- освоение новых теоретических знаний,

- приобретение новых технических навыков,

- знакомство с различными музыкальными жанрами и их исполнение,

- приобретение навыка игры в камерном ансамбле,

- знакомство с творчеством разных композиторов,

- подготовка к публичному выступлению.

Группа “Б” (без подготовки):

- закрепление пройденного материала,

- освоение новых теоретических знаний,

- приобретение новых технических навыков,

- знакомство с различными музыкальными жанрами и их исполнение,

- приобретение навыка игры в камерном ансамбле,

- знакомство с творчеством разных композиторов,

- подготовка к публичному выступлению.

(Примечание: уровень сложности произведений группы “Б” ниже уровня группы “А”)

III год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

- закрепление пройденного материала,

- закрепление полученных технических навыков,

- закрепление навыка игры в камерном ансамбле,

- закрепление навыка игры аккомпанемента,

- подготовка к публичному выступлению.

Группа “Б” (без подготовки):

- закрепление пройденного материала,

- закрепление полученных технических навыков,

- закрепление навыка игры в камерном ансамбле,

- закрепление навыка игры аккомпанемента,

- подготовка к публичному выступлению.

(Примечание: уровень сложности произведений группы “Б” ниже уровня группы “А”)

Cпособы проверки знаний:

- контрольные уроки по развитию технических навыков (в зависимости от степени подготовленности учащегося),

- академические концерты (2-3 раза в год) с оценкой по 5-ти бальной системе,

- творческие вечера,

- в конце обучения учащийся сдает выпускной экзамен.

К концу курса обучения учащиеся группы “А” должны исполнять экзаменационную программу:

- полифония или крупная форма (инвенция, маленькая прелюдия, соната, вариация, концерт),

- две разнохарактерные пьесы (одно из произведений современного автора),

- этюд (вид техники по выбору).

К концу курса обучения учащиеся группы “Б” должны исполнять экзаменационную программу:

- пьеса с элементами полифонии (обработка р.н.п. и т.д.) или крупная форма (сонатина, рондо, вариация),

- две разнохарактерные пьесы (одно из произведений современного автора),

- этюд (вид техники по выбору).

Форма занятий – урок (индивидуальный) продолжительность 40 минут.

Формы контроля. Промежуточная аттестация - технический зачет.

Требования к техническому зачету

I год обучения

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль:

- в прямом движении каждой рукой отдельно в 2 октавы.

- двумя руками в 1 октаву (по возможности в 2-е).

Тоническое трезвучие с обращениями:

- аккордами по три звука каждой рукой отдельно.

Арпеджио короткие по 3-4 звука – каждой рукой отдельно.

Хроматическая гамма – каждой рукой отдельно.

Минорные гаммы: ля, ми, ре, соль (3 вида).

В прямом движении (далее как в мажоре).

II год обучения

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно.

Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль, до, фа (3 вида):

- в прямом движении в 2 октавы.

Тоническое трезвучие с обращениями:

- аккордами по три звука 2-мя руками.

Арпеджио короткие по 4 звука – каждой рукой отдельно.

Кадансы Т- S- T; Т-Д-Т.

Хроматическая гамма в прямом движении 2-мя руками.

III год обучения

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно:

- в прямом и противоположном движении.

Тоническое трезвучие с обращениями:

- аккордами по три звука 2-мя руками,

- по 4-ре звука – каждой рукой отдельно.

Арпеджио короткие по 4 звука – 2-мя руками.

Арпеджио ломаные – каждой рукой отдельно.

Арпеджио длинные с обращениями – каждой рукой отдельно.

Кадансы Т- S- T; Т-Д-Т; Т- S – Д – Т.

Хроматическая гамма в прямом движении 2-мя руками.

В расходящемся движении от “Ре” и “Соль-диез”.

Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль, до, фа (3 вида):

- в прямом движении в 2-4 октавы

 2. Итоговая аттестация - контрольный урок, академический концерт, выпускной экзамен.

Требования к контрольному уроку, академическому концерту,
выпускному экзамену (примерные варианты программ)

I год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

1. И.Бах. Прелюдия С – dur.

2. М. Клементи. Сонатина С – dur.

3. В. Купревич. Элегическая серенада.

4. К.Черни (ред. Г. Гермера). Этюды № 1-6.

Группа “Б” (без подготовки):

1. Укр.н. песня “Щебетала пташечка” обр. И.Руденко.

2. Э.Тетцель. “Прелюдия”.

3. А.Гедике. Этюд G-dur.

4. В. Моцарт. “Колыбельная”.

II год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

1. И. Бах. Гавот (из французской сюиты).

2. И. Гайдн. Дивертисмент С – dur.

3. Ф.Шопен. Прелюдия E - dur.

4. А. Даргомыжский. Романс “Мне грустно” (аккомпанемент).

5. К.Черни. Этюд ор.299 №1.

Группа “Б” (без подготовки):

1. И.С. Бах. Менуэт G-dur из нотной тетради А.М.Бах.

2. В. А. Моцарт. Колыбельная.

3. В. Коровицин. Детский альбом Прогулка.

4. Ж. Дювернуа. Этюд №44 С – dur.

III год обучения

Группа “А” (с подготовкой):

1. Н. Полунин Концертино a – moll.

2. Р.Глиэр. Эскиз a – moll.

3. Е.Дога. Сонет b – moll.

4. К.Черни. Этюд ор.740 e – moll.

5. Г. Якушенко. “Джазовый альбом” Первое знакомство.

Группа “Б” (без подготовки):

1. Г. Персел. “Валынка”.

2. С. Майкапар. “Педальная прелюдия” №1 a – moll.

3. Е.Дога. “Вальс” из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”.

4. П. Шитте .“Этюд” №8. 

Приложение 1

Приложение 1 (упражнения)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6