Табак – враг здоровья

Разделы: Внеклассная работа


Здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем заботиться о нем лишь тогда, когда его теряем. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

О  вреде курения пишут много и убедительно. Еще с самого маленького возраста мы начинаем получать представление об этом из самых разных источников. Но почему так трудно убедить курильщиков? Очевидно, что нужно бороться с этим злом еще с детства. Чем раньше воспитать в детях отвращение к курению, тем эффективнее будет борьба.

Подростку очень важно иметь авторитет у окружающих его ребят. Часто он курить, чтобы казаться в глазах своей компании человеком опытным и искушенным.

А вы, родители, курите? Если да, то ваши дети имеют гораздо больше шансов пристраститься к этой  пагубной привычке, чем дети некурящих родителей.

Сегодня публикуется масса интересных популярных медицинских изданий, но зачастую школьники, молодежь их не читают. Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию?  Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам убедился в правдивости научных и медицинских выводов.

Порой голая нотация и запреты могут дать обратный эффект и вызвать у детей желание попробовать недозволенное, ведь запретный плод всегда сладок. Мы убедились в том, что эффективнее вовлекать самих детей в дело агитации и пропаганды здорового образа жизни, и не только среди своих сверстников, но и среди взрослых.

Ряд лет учителя нашей школы в составе агитационной бригады выступают в коллективах,  выпускают агитационные плакаты, школьные газеты о вреде курения, проводят исследовательскую работу, пишут сочинения и выносят их на всеобщее обсуждение. На уроках пытаемся убедить юного человека в действительно непоправимом уроне для здоровья, который приносит курение, научить его самостоятельно делать выводы и помочь сделать осознанный выбор. Мы будем учить своих детей здоровому образу жизни на опыте своего народа, обогащая это данными других предметов и достижений науки.

Учителя и родители должны активно примкнуть к рядам пропагандистов здорового образа жизни. Тему здоровой жизни можно вводить в любой предмет, а также успешно использовать во внеклассной работе.

Участники урока:  учащиеся  5, 6 классов, учителя, гости, администрация школы.

Цели урока:  

  • выработать у  учащихся  негативное отношение к курению;
  • научить переносить знания, полученные на занятиях, в повседневную жизнь.

Задачи:

  • информировать учащимся о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;
  • выработать  умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.

Ключевые слова: никотин, зависимость.

Методический материал: таблица   «Что происходит при курении сигареты»;  кроссворд «Из истории распространения табака»;  презентация  Мicrosoft Offige Power Point «Последствия курения и наркомании».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Беседа с учащимися

– Дорогие ребята! Здравствуйте!
Когда я говорю вам «здравствуйте», это значит, что я вам всем желаю здоровья!
Здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем заботиться о нем лишь тогда, когда его теряем. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ – 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Известно, что курение существовало не всегда. Оно стало распространяться в Европе лишь с 16 века, вскоре после открытия Америки. Любопытно, что первое время курение считалось… лекарственным средством. В “Наставлениях к сохранению здоровья”, изданных в Англии в 1613 году, было написано: “Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней”.

Учитель: Почему люди, дети курят?

Ответы учащихся.

Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени.
Лечиться табаком перестали довольно скоро, но, тем не менее, вплоть до конца прошлого века курение не считалось фактором, наносящим ущерб здоровью. Тревогу забили лишь сравнительно недавно в связи с открытиями, подтвердившими роль курения в распространении многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических. 
Аналогичные зависимости происходят и при курении. Курение – мода на почве подражания. Средство приобщения к миру взрослых.

Учитель: Почему люди, дети курят?

Ответы учащихся.

Учитель: Знаете ли вы, сколько раз пытались курящие родственники или знакомые бросить курить. Почему, по их мнению, попытки бросить курить кончались неудачей?

Ответы учащихся.

Курение становится узаконенной формой наркомании. Следовательно, необходимы другие методы первичной профилактики табакокурения. А главное – принятие собственного решения: курить или не курить. Прогнозируется увеличение числа курящих в России. С чем это связано?

Ответы учащихся.

Курение и общение. Но уже на определенном этапе мы рассматриваем курение не как привычку, а как болезнь. Переход от привычки к болезни определяется развитием болезненных явлений при прекращении курения, проявлением различных заболеваний, связанных с курением.

Организм все больше и больше привыкает к никотину, ощущения, доставляющие какое-то удовлетворение, все уменьшаются, вырабатывается привыкание. У детей и подростков нарушается обмен веществ, прежде всего усвоение сахара, идет отставание в физическом развитии, учащаются заболевания горла и бронхов. Наибольшее число неуспевающих учеников – это курящие ученики. Однако наиболее сильными являются добавляемые к табаку наркотические вещества – гашиш, опий.

– К чему может привести наркомания?

Ответы учащихся.

2. Работа в малых группах

Учащиеся разбирают тему: «Какие органы и системы поражаются при курении» и перечисляют заболевания, которые возникают у курильщиков  (см. в Приложении 1).
Свои ответы школьники записывают на листе бумаги. Затем вывешивается таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом». Подводятся итоги работы групп. После заполнения таблицы видно, что нет ни одного органа или системы у курильщика, которые бы не поражались при курении. Далее следующий школьник делает сообщение на тему: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека». Вывешивается  таблица «Что происходит при курении сигареты». Учащиеся видят, какое количество химических соединений при курении попадает в организм (20%), уходит в атмосферу (50%), остается в окурке (5%), сгорает и разрушается (25%). После выступления школьника учитель делает выводы, обращая внимание учащихся на то, что табачный дым, с входящими в него компонентами, нередко сравнивают с химической фабрикой, что все компоненты действуют на организм одновременно, что нет в организме человека ни одного органа или ткани, которые бы не подвергались табачной агрессии.
Вместе со школьниками разбирается вопрос, что такое пассивное курение и как оно влияет на окружающих. Выясняется, какие проблемы у этих людей возникают, и что может быть у них со здоровьем. Приводится пример: дым от одной выкуренной сигареты занимает объем около 2-х литров и в каждом его кубическом сантиметре содержится до 600 000 частиц копоти.
Сделайте выводы, что находиться рядом с курящим человеком опасно, не разрешайте дома курить в присутствии родных.

3. Решение кроссворда «Из истории распространения табака» (см. в Приложении 2), и решение задач о вреде курения  (см. Приложении 4).  Школьники вновь работают в малых группах. Учитель помогает учащимся. Учащиеся подсчитают, какую сумму денег тратят курильщики на покупку сигарет в месяц и что они могли бы купить для себя на эти деньги. После окончания работы учитель анализирует их ответы. Наиболее характерные для табакокурения заболевания:

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
  • Раковые заболевания легких, гортани.
  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
  • Понижается острота слуха.
  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

4. Итог урока. Курение действительно одна из самых  вредных привычек человека, а табак – опасное оружие, которое уничтожает здоровье человека и убивает не сразу, а постепенно – изо дня в день.

Сделайте выводы:

  • никакие запреты не помогают в должной мере предотвратить курение;
  • человек сам делает свой выбор;
  • если вы не курите – никогда не берите сигарету;
  • если вы курите – немедленно откажитесь от курения, чем дольше вы будете откладывать на потом, тем труднее вам будет отказаться от курения.

Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения – не начинать это делать.

5. Задание на дом: выполнить и принести на следующее занятие домашнее задание на тему «Наркотики не для меня».

Список литературы:

  1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М: Медиа сфера, 1996. – 96 с.
  2. Газета «Здоровье детей» изданий Издательского дома «Первое сентября», 2010, №9.
  3. Маюров А. Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 4. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
  4. Cафонова П.Н. Задачник-собоседник: (50 задач о вреде курения); для 5-6 кл./ –Якутск: Сахаполиграфиздат, 2007. – 56 с.