Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на обилие разных психолого-педагогических диагностик, применяемых в общеобразовательных учреждениях, остаётся дефицит таких диагностик для работы в образовательных учреждениях дополнительного образования. Подходя к своей работе ответственно, педагоги дополнительного образования каждый раз сталкиваются с проблемой, где взять доступную, лёгкую в обработке и главное такую диагностику, которая бы показала достоверные результаты работы с учащимися.

Эта методичка собрала в себе разнообразные диагностики, которые педагог дополнительного образования сможет, смело использовать в своей работе не только с детьми, но и с родителями. Анализ этих методик педагогом покажет, на какие моменты образования и воспитания надо обратить более пристальное внимание, какому учащемуся необходимо больше индивидуального внимания, ласки и тепла.

Но на наш взгляд, педагогам не стоит также забывать о столь простом, но самом главном методе нашей работы – наблюдении. Наблюдение за поведением учащихся, за их выражением эмоций, за отношениями учащихся со сверстниками, с родителями и с самим педагогом даёт более полную картину всего образовательного и воспитательного пространства.

Характеристика уровней развития воспитанников в объединении “_________”.

Проводиться в начале года и в конце, сравниваются полученные данные за первый год обучения и последующие.

Параметры Низкий уровень НУ Пограничный уровень между средним и низким ПУСН Средний уровень СУ Пограничный уровень между средним и высоким ПУСВ
Познавательная деятельность Не проявляет интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы; речевой негативизм, отказ от выполнения задания; проявляет упрямство Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях в группе пассивен Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда принимает активное участие в групповых занятиях; учебные навыки сформированы Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сформированы
Особенности поведения Двигательно-расторможенный; повышенная утомляемость Двигательно-расторможенный; требует смены деятельности, быстро устаёт, внимание неустойчивое Усидчивый; распределяет внимание на протяжении всего занятия Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое, активен на протяжении всего занятия
Особенности памяти, мышления Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обобщении и классификации Зрительная память развита лучше, чем слуховая, допускает ошибки в обобщении и классификации; затрудняется отвечать на вопросы Хорошая память; устойчивое внимание; самостоятельно обобщает понятие по родовому сходству; выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам Быстро запоминает новый материал, не требует повторения, самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщение и выводы
Состояние эмоционально-волевой сферы Снижение эмоционально-волевой сферы. Быстрая смена настроений: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, умеют сдерживать свои эмоции
Знания, умения и навыки (уровень компетенции) по программе Представления об (требования объединения по программе) не сформированы Представления об (требования объединения по программе) есть, но они не сформированы как понятия Представления об (требования объединения по программе) есть, но путается в понятиях, сходных по родовому свойству Прочные знания об (требования объединения по программе). Использует полученные навыки в практической деятельности

Например: Характеристика уровней развития воспитанников в объединении вокального пения “Созвездие” на начало года.

№ пп Фамилия имя учащегося Познавательная деятельность Особенности поведения Особенности памяти, мышления Состояние эмоционально-волевой сферы Уровень компетенции по программе
1. Иванов Иван СУ ПУСН СУ СУ ПУСН
2. Петров Петя ПУСВ ПУСВ ПУСВ ПУСВ ПУСВ

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”.

Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была плавной, мягкой, бестравматической.

Используя в работе ниже приведённую таблицу, педагог может выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации, требующих постоянного внимания, помощи и поддержки. Особенно это важно в первые месяцы посещения ребёнком образовательного учреждения.

Таблица адаптации ребёнка в объединении “______________”.

Характер адаптации
Параметры
1-я группа
лёгкая
2-я группа
средней тяжести
3-я группа
тяжёлая
4-я группа
крайне тяжёлая
Настроение Бодрое, контактное Бодрое, неуравновешенное, очень эмоциональное Спокойное, уравновешенное, неконтактное, неэмоциональное Вялое, неконтактное
Поведение на занятии Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает, уравновешен Не сосредоточен, не активен, возбудим Малоактивен, заторможен, замедлен в реакциях, инертен Не сосредоточен, пассивен
Предел работоспособности Соответствует норме и возрасту Быстро наступает утомление Соответствует возрастной норме Низкий
Признаки утомления Небольшая возбудимость нервной системы Возбудимость нервной системы, нарушение координации движений Замедленная ответная реакция Явно выраженные признаки утомления

Учёт посещаемости и наполняемости групп.

Средний показатель посещаемости за месяц вычисляется по формуле:

П = ((кол-во детей в группе х число занятий в месяц) – кол-во пропусков)/(число занятий в месяц).

Диагностическая карта.

“Оценка уровня воспитанности обучающихся”.

Ф.И. обучаемого Качества личности Общий балл
1 2 3 4 5 6  
               

Перечень качеств:

  1. Гуманность в отношении к окружающим,
  2. Вежливость,
  3. Трудолюбие,
  4. Физическая культура,
  5. Честность,
  6. Любознательность.

Данные высчитываются на основе наблюдений методом наблюдений. Оценивается проявление тех или иных качеств по пятибалльной системе:

4 балла – качество проявляется,
3 балла – качество больше проявляется, чем не проявляется\,
2 балла – качество не проявляется,
Высокий уровень – 50–35 баллов,
Средний уровень – 35–25 баллов,
Удовлетворительный уровень – ниже 25 баллов.

Общий уровень воспитанности группы вычисляется путём сложения баллов по каждому качеству, делению на количество обучающихся.

Изучение мотивации выбора данного объединения учащимися.

Педагог просит ответить на вопрос “Почему я выбрал это объединение?” и предлагает 6 возможных ответов. Учащиеся проставляют по 10-балльной системе значимость каждого ответа для них. Предлагаемые мотивы выбора объединения:

  1. Посещаю, потому что так хотят мои родители.
  2. Нравится преподаватель в объединении.
  3. Это престижно.
  4. Все мои друзья обучаются здесь.
  5. Некуда деть свободное время.
  6. Приятно обучаться в коллективе объединения.

Данные заносятся в таблицу для количественно-качественного анализа:

Ф.И. учащегося Мотивы выбора Преобладающий мотив
1 2 3 4 5 6  
               

Опросник креативности Рензулли.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Опросник креативности – это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (на занятии, на перемене, в свободной деятельности). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: педагогом, психологом, родителем, сверстниками, так и самооценку учащимися (14–17 лет).

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по 10 пунктам (минимальная возможная оценка – 10 баллов, максимальная – 40 баллов).

Творческие характеристики:

  1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.
  2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
  3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
  4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
  5. Предпочитает задания, связанные с “игрой ума”; фантазирует, обладает воображением (“интересно, что произойдёт, если…”); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
  6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
  7. Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление “типично женских” интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
  8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
  9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
  10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Уровень креативности.

Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–21
Низкий 20–16
Очень низкий 15–10

Анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).

Вам предлагается анкета с вопросами, один из вариантов ответа нужно обвести или в графе рядом написать свой ответ.

Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам при общении с ребёнком и родителями.

1. Каким образом Ваш ребёнок попал в наше объединение?

  • записался сам по собственной инициативе;
  • по совету учителя школы;
  • по совету родителей.

2. Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. содержанием деятельности объединения?

  • хорошо знакомы;
  • имеете общее представление;
  • незнакомы.

3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении?

  • одобряете;
  • безразлично;
  • не одобряете.

4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребёнку?

  • большую;
  • небольшую;
  • возможно, пригодятся в жизни.

5. Как относится Ваш ребёнок к посещению этих занятий?

  • посещает с удовольствием;
  • особой радости не испытывает;
  • посещает по Вашей просьбе или напоминанию.

6. Нравится ли Вам педагог?

  • как профессионал;
  • как человек;
  • как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.).

7. Чего Вы ждёте в итоге от посещения Вашим ребёнком наших занятий?

  • хороших умений и навыков по направленности объединения;
  • развития способностей, пригодных для обучения в школе;
  • ничего не жду.

8. Чем бы Вы могли помочь в развитии нашего объединения?

  • материально, на развитие объединения;
  • материалами, тканью, оформлением кабинета, раздаточным материалом, организацией экскурсий и встречами с интересными людьми.
  • ничем, не имею возможности.

9. Помогают ли Вам в общении с ребёнком его занятия в объединении?

  • да, очень;
  • есть общий интерес;
  • нет.

10. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

  • лучше учится;
  • особых изменений нет;
  • успеваемость снизилась.

11. Сколько времени Вы уделяете своему ребёнку?

  • понемногу ежедневно;
  • периодически, когда есть свободное время;
  • очень мало по ряду причин.

10 секретов красоты для педагогов от Одри Хепбер:

  1. Чтобы губы стали соблазнительными, говорите добрые слова.
  2. Чтобы глаза были красивыми, излучайте доброе.
  3. Чтобы фигура была стройной, делитесь едой с голодным.
  4. Чтобы волосы были красивыми, позволяйте ребёнку проводить по ним пальчиками раз в день.
  5. Для уверенности ходите с сознанием того, что вы не одна.
  6. Люди больше вещей нуждаются в реставрации, поощрении, прощении и т.п. Никогда никого “не выбрасывайте”.
  7. Если вам понадобится рука помощи, она всегда при вас – ваша собственная. Когда станете старше, поймёте, что у вас две руки: одна – чтобы помогать себе, другая – чтобы помогать другим.
  8. Красота женщины не в одежде, фигуре или причёске. Она – в блеске глаз. Ведь глаза – это ворота в сердце, где живёт любовь.
  9. Красота женщины не во внешности, истинная красота отражена в её душе. Это забота, которую она проявляет.
  10. Красота женщины возрастает вместе с её годами!

Список литературы.

  1. Овчарова Р.В., Практическая психология образования – М.: “Академия”, 2003.
  2. Дубровина И.В., Практическая психология образования – М.: “Сфера”, 1997.
  3. Шевандрин Н.И., Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: “Владос”, 1998.
  4. Лазарева А.Г., Сборник авторских программ дополнительного образования – М.: “Народное образование”, 2002.
  5. Савенков А.И., Как выявлять одарённых детей, журнал “Детское творчество” № 3, 1998.
  6. Журнал “Школьный психолог” – подшивка с 2003 по 2009 год.