Очарованье русского пейзажа в поэзии ХХ века. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • отрабатывать навыки анализа стихотворений;
  • развивать воображение учащихся;
  • прививать любовь к родной природе и родине.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование:

  • портреты поэтов XIX и XX веков;
  • репродукции пейзажей русских художников;
  • иллюстрации учащихся к стихотворениям;
  • магнитофон с аудиозаписью стихов и песен;
  • учебники, тетради по литературе.

Ход урока

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

1. Учитель (читает строки Тютчева). Эти замечательные строки принадлежат великому русскому поэту второй половины 19 века, нашему земляку, Ф. И. Тютчеву. Вдумаемся в эти слова.

– К кому обращается поэт в стихотворении? С кем он спорит?

– Тютчев употребляет устаревшее слов “мните”. Объясните его значение.

– Что значит “не слепок”?

– Что присуще природе, по мнению Тютчева? Какова она?

Поэзия Тютчева, как и других русских мастеров слова, исполнена любви и преклонения перед родной природой, её неподражаемой красотой, восторга перед её очарованием.

Продолжая традиции поэтов 19 века, русский поэт 20 века Н. Заболоцкий писал: (учитель читает эпиграф №2).Тема нашего урока так и будет называться: “Очарованье русского пейзажа в поэзии 20 века”. Запишите тему урока в тетрадях.

2. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов 20 века, продолживших традиции Тютчева и других мастеров слова в своём творчестве. В этих произведениях природа предстаёт живой, меняющейся, многоликой, чарующей. Вспомним стихи А. Блока, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Учащиеся читают наизусть стихи А. Блока “Летний вечер”, “О, как безумно за окном”.

– Какой мы видим природу в этих стихотворениях? Какие средства выразительности использовал Блок? Чем понравилось стихотворение?

3. Руская поэзия 20 века дала миру немало блистательных имён. Среди них С. А. Есенин.

– Что вы знаете об этом поэте? (Ученики рассказывают о Есенине)

Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

4. Прослушивание стихотворения “Мелколесье. Степь и дали”.

– Какова тема стихотворения? О чём оно?

– Какую природу описывает поэт?

– Хоть это и неказистый пейзаж, но какие чувства вызывает он в лирическом герое?

– Как вы понимаете слова: “Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы”. Какое чувство здесь выражается?

– Каковы особенности лирического героя? (Автобиографический образ)

Почему лирическому герою хочется прослезиться? Какие воспоминания будит у него пейзаж?

– Лирический герой стихотворения говорит только о своих чувствах или о чувствах многих людей?

– Какие художественные средства использовал Есенин в стихотворении для выражения чувств лирического героя?

– Какую роль играет образ берёзки?

– Какие ещё народные мотивы слышатся в стихотворении?

5. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу.

Чтение учителем стихотворения “Пороша” на фоне музыки.

– Какие картины рисуются в вашем воображении при чтении этих строк? Нарисуйте словесную картину.

– Рассмотрите репродукции картин и иллюстрации к стихотворениям, сравните изображённое здесь и “увиденное” вами. Что общего и различного? Такою ли вы увидели природу, как авторы репродукций и иллюстраций? Какие работы, на ваш взгляд, наиболее удачны?

– Что общего у этого стихотворения с предыдущим?

– Каким мы видим лес?

– Какие образы, слова роднят это стихотворение с фольклором?

– Какие художественные средства использует автор в “Пороше”? (Олицетворения и сравнения.)

– Что достигается благодаря этим средствам?

(Вся природа, несмотря на зиму, живая: и старушка сосна, и вороны, и дятел, и конь.)

– Слышим ли мы лесные звуки? Благодаря чему это достигается? (Автор использует аллитерацию (з-с), ассонанс (а, у)).

– Если в стихотворении “Мелколесье, степь и дали” на первом плане ностальгические воспоминания поэта, то в “ Пороше” что важнее? Чему более всего уделяет внимание Есенин?

Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.

– Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? (“Кладовая солнца” М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского.)

– Попробуйте прочитать стихотворения Есенина, сохраняя эмоциональный настрой и интонацию текста.

6. Стихи Сергея Есенина столь мелодичны, что многие из них стали песнями. Да и сам он свои стихи часто называл песнями. Одну из них “Над окошком месяц, под окошком ветер” мы сейчас послушаем.

Звучит песня.

– Какие чувства преобладают в песне – весёлые или грустные?

– О чём эта песня – о любви, о прошедшей юности, о жизни человека?

Есенин в своих стихотворениях описывал родную природу. Пусть она неяркая, невыразительная, нероскошная, но любимая навек, до боли в сердце, до слёз. Сам поэт

становится лучше, чище, забывая обо всём суетном и постороннем, ведь такому внимательному, наблюдательному художнику, как Есенин, радость от очарования русского пейзажа доступна, открыта.

7. В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придаёт им бодрость и мирит их с тревожной и тяжёлой жизнью. Одним из таких поэтов был Николай Михайлович Рубцов.

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК. 3 января 1936 года в посёлке Елецк Архангельской области в семье Рубцовых родился четвёртый ребёнок, которого нарекли Николаем. Детство будущего поэта пришлось на военные годы. Рубцов рано остался сиротой. Мать умерла, отец ушёл на фронт. Мальчик оказался в детском доме в селе Никольском. Из детских неласковых лет вынес Коля не ожесточение и ненависть, а совсем другие чувства – мудрое и какое-то глубокое, спокойное осознание красоты жизни. Этому, конечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев:

Вот, говорят,
Что скуден был паёк,
Что были ночи
С холодом, с тоскою.
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый в поле огонёк.

ВТОРОЙ УЧЕНИК. Ещё до службы в армии Рубцову пришлось сменить множество профессий: он окончил два курса “лесного” техникума, пытался поступить в мореходное училище (в 14 лет, закончив 7 классов, поехал в Ригу, к морю), был кочегаром на тральщике “Архангельск”. Рубцов постоянно всматривается в природу, учится у неё. Об этой наблюдательности стихотворение “Воробей”:

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

После четырёх лет службы на Северном флоте Рубцов возвращается в Ленинград. Экстерном закончив вечернюю школу, он поступил в Литературный институт, который находится в Москве, и переезжает в столицу.

Как-то на студенческой вечеринке читали стихи “по кругу”…Настал черёд поэта-первокурсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал “В горнице моей светло”. Произошла некоторая заминка: больно уж всё просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия-дело серьёзное. Мы в космосе, а ты – “матушка принесёт воды”.

Звучит песня “В горнице моей светло”.

Третий ученик. Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: “Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он – художник по организации его натуры, поэт по призванию”.

Но жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году он перевёлся на заочное отделение и уехал в Вологду.

Николай Рубцов боготворил Россию, её природу, обычаи, верования. В тяжёлые минуты, когда сознание одиночества и заброшенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой.

Четвёртый ученик читает стихотворение Н.Рубцова “Я люблю, когда шумят берёзы”.

Учитель. Из всех “источников света” Н.Рубцов особенно любил огоньки и звёзды. Звёзды – это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном “поле” тёмного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, но способны поддержать человека своим существованием, тем, что они есть, ведь “если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно. Огонёк – это всегда надежда на то, что впереди – люди, доброта, помощь.

8. Прослушивание стихотворения “Звезда полей” в исполнении Б.Галкина.

– Запишите в тетрадях название стихотворения и продолжите фразу: “Я понимаю это стихотворение так…” Затем встаньте, походите по классу, прочитайте записи товарищей, вернитесь на место и допишите то, что показалось вам близким, интересным в ответах других ребят.

Беседа по стихотворению.

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. ( Запись в тетрадях.)

– Назовите ключевые слова этого стихотворения.

– Какие художественные средства помогают поэту передать взволнованность и любовь к родной земле?

– Какой образ создаётся в стихотворении благодаря повторяющемуся словосочетанию “звезда полей”?

– Обратите внимание на знаки препинания. ( Несколько многоточий)

– С какой целью употреблены они в стихотворении?

– Какое значение имеет название стихотворения?

Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. Звезда полей, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она “горит, не угасая, \ Для всех тревожных жителей земли”. Образ звезды повторяется и в стихотворении “В горнице”.

9. Прослушивание песни “Звезда полей” в исполнении А.Градского.

– Как, по-вашему, удалось ли певцу выразить то, что хотел сказать нам Рубцов?

10. Работа с иллюстрациями к стихотворениям Н.Рубцова.

11. Учитель. В одном из стихотворений Рубцов написал:

Но я Тютчева и Фета
Проверю искренное слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!

– Как вы понимаете эти строки? Можно ли сделать вывод о том, что Рубцов продолжил лучшие традиции поэтов 19 века? А А. Блок и С. Есенин?

– Соответствует ли образ природы, созданный этими поэтами, пониманию природы Тютчевым, что она живая, одухотворённая? Как относятся к природе поэты 20 века?

– Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока?

– В чём, по-вашему, заключается очарование русского пейзажа?

12. Учитель. Природа сотворена для человека, а человек должен хранить дарованное ему свыше. Поэты и писатели XIX и XX в. не просто описывали природу в своих произведениях, но стремились передать её национальный колорит, её неповторимый облик, её очарование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому.

13. Оценки за урок. Домашнее задание: сделать анализ понравившегося стихотворения в тетради.