Педагогическая этика и мастерство. Учитель как основа здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

От учителя - основной фигуры педагогического процесса в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает пребывание в школе, процесс обучения. Насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся среда внутри школы.

Чтобы быть хорошим учителем, надо быть ученым, философом, артистом, воспитателем, человеком, и отсюда следует, что учитель “приговорен к пожизненному образованию”, амосовершенствованию, и как сказал Сократ: “Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную”.

Это мудрое высказывание относится к учителям, которые должны владеть предметом, методикой преподавания, выбирать наиболее эффективные приемы привлечения внимания учеников, закрепление полученных знаний.

Есть легенда, гласящая, что арабский философ и врач Авиценна первое слово сказал не “мама” а “почему?”. Вот это “почему” должно сопровождать учителя и ученика всю жизнь.

Чем покоряет ученика один учитель и нагоняет скуку другой? Отчего на одном уроке сидят, не шелохнувшись, а на другом ерзают, вздыхают, смотрят на часы?

Почему на педагогических заседаниях учителя не всегда проявляют интерес к выступлениям, иногда бывают агрессивны?

Учитель должен быть всегда интересен ученикам, примером для них и для коллег во всем - своем поведении, интеллектом и интеллигентностью, мягкостью, воспринимать учеников такими, какими они есть и с ними работать, т.е. учитель должен видеть в ученике все самое лучшее и прежде всего его положительные качества, задатки, возможности.

Известный профессор МГУ А.П. Миников говорил: “Если человек не раскрыл всем душу, не сказал всю правду, то это не потому, что он плох, а просто вы не сумели к нему подойти”. Поэтому учитель должен воспитывать прежде себя, привязать к себе строгие требования в отношении дисциплины, честности, бескорыстности, должен любить свой предмет, свою работу.

Проведение занятия - это артистический акт, а учитель - дирижер. Он должен уметь управлять классом, учитывая его состав, морально-психологический климат, отношение к учебе и многое другое. Следует понимать, что нет двух одинаковых классов, “на одно лицо”. Класс, как и отдельный ученик индивидуален, и отсюда и подход к каждому должен быть разным.

При проведении урока нет мелочей. Все одинаково важно и имеет значение: как одет учитель, громко или тихо говорит, суетлив, спокоен, как вошел в класс, удалось ли установить контакт с учениками, зрительное воздействие на них (использование доски, жесты, мимика), слуховое воздействие (высота и тембр голоса, дикция, интонация).

Большое значение имеет культура речи. Древний поэт Саиди так говорил: “Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока слово не сказал”.

Это высказывание имеет прямое отношение к учителю. Для восприятия излагаемого материала большое значение умение спокойно и ясно излагать свои мысли, акцентировать важные слова, менять тон голоса - он должен то повышаться, то понижаться, делать паузу до и после важных мыслей. К этому следует добавит и важность использования коммуникативных эффектов или “риторического инструментария ”.

Сюда можно отнести:

“Эффект воздушного имиджа”.

В восьми из десяти случаев восприятия человека человеком первоначально осуществляется на основе представлений о внешнем виде.

Внешний вид имеет существенное значение для принятия классом учителя.

Поэтому необходимо взять на вооружение и эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, доброжелательный взгляд - все это оказывает на класс положительное воздействие еще до начала занятия.

“Эффект первых фраз”.

Ззакрепляет или корректирует первоначальное впечатление у учеников. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первых фраз ориентированных на отдельные группы учеников, для которых характерны определенные настроения, ожидания, темперамент, особенности эмоционального мыслительного склада. Важно, чтобы с первых фраз установился контакт учителя с учениками, чтобы он привлек к себе внимание учеников. Определенную роль играет и речевой этикет: приветствия, обращения, система жестов и мимики.

Жесты и мимика строго индивидуальны, но они всегда должны быть адекватны содержанию речи. Очень вредят учителю искусственные, театральные жесты - они выдают неискренность, нарочитость речи. Но не менее опасны и монотонные однообразные жесты, усыпляющие учеников. Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков и нечеткая артикуляция способны испортить самую хорошую лекцию.

“Эффект аргументации”.

Это прежде всего логика объяснения, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность, вызывает размышление и осмысление информации. Исходя из знания класса, надо определить объем и характер использования теоретической и эмпирической аргументации.

“Эффект интонации и паузы”.

Это весьма доступный и продуктивный по результату риторический прием. Интонации и паузы способствуют на ю-15%-ному приращению информации. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

Когда класс активно включился в обучаемый процесс, и их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем, тогда для самостоятельного осмысления получаемой информации полезна пауза.

“Эффект художественной выразительности”.

Это грамотное построение предложений. “Прекрасная мысль, - утверждал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку”.

Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в речи. Ни на секунду не утрачивать контакт, с классом, ловить реакцию учеников, не говорить в пространство, без адреса. Не допускать менторского тона.

“Эффект релаксации”.

Умственному восприятию и осмыслению разбираемого материала в значительной степени способствует остроумные замечания в ходе урока, юмор, шутка.

Гете говорил, что юмор - мудрость души. Юмор создает естественную паузу для отдыха, сближает учеников и учителя и настраивает на благожелательный лад.

Соблюдение этих эффектов посильно каждому преподавателю. Входя в аудиторию, зная свое первое слово, учитель должен знать и последнее. Конец занятия должен быть тоже продуман, как и начало. После того, как учитель поздоровался, он должен установить зрительный контакт, поймав хотя бы один взгляд, может улыбнуться. После этого можно задать какие-то малозначащие вопросы, пошутить и только потом произнести первую фразу. В бодром начале урока содержится такой энергетический заряд, которого хватит и на учителя и на ученика. Необходимо сообщить ученикам, о чем будет занятие, четко выделить основную проблему, выбрать наиболее эффективные приемы привлечения внимания учеников. Говорить надо простым языком, избегать “закрученных фраз”, не терять “красной нити” при объяснении материала, прибегать примерам, сравнениям. Самый интересный материал может надоесть, если не менять форму изложения, темп, переключать внимание учеников.

При проведении урока, важным моментом является чувство времени. Заготовлен материал на урок, а уложился учитель раньше времени, тогда необходимо занять учеников, задавая им вопросы, выслушать мнение, рассказать примеры из практики. А если учитель чувствует, что он не уложится во времени, то необходимо задать отдельные вопросы, поработать дома.

А как быть, если во время объяснения задаются вопросы? Бывают очень ценные вопросы, до которых мысль учителя не дошла. Тогда на подобный вопрос нужно ответить так, чтобы он стал достоянием всему классу.Но может случиться так, что ученики зададут вопрос, а учитель не в состоянии на него ответить. В таком случае лучше всего честно сказать: “Я не знаю”.

Преподаватель никогда не должен врать.

Учитель в известной степени образец в смысле жизни. Нужно найти в себе мужество сознаться, что вы не знаете. Если учитель ошибся при объяснении, то нужно опять-таки иметь мужество сознаться в том, что “наврал”, а затем постараться найти свою ошибку. Важным моментом является контроль, за работой класса. Здесь можно использовать разные способы. Это просмотр тетрадей, вызовы к доске, самостоятельная работа, опрос, зачеты. Бывает так, что ученик не пропускает уроков, хорошо ведет себя, но при итоговой аттестации получает неудовлетворительную оценку. Почему? Все дело в том, что слушание - тяжелый труд, волевой акт. Чтобы слушать, необходимо желание. Умение слушать - это еще и дар, ценнейший дар. Ученики слышат конечно многое, но прислушиваются лишь к незначительной части того, что слышат. Часть не слушает учителя по простым причинам: чем-то расстроены или устали, или ленятся, или им неинтересно.

Каждый учитель должен учить ученика мыслить. Творчески работать может только тот, кто мыслит.

Педагогический процесс в целом действует на интеллект ученика, оказывает вместе с тем очень сильное влияние на их волю, эстетические чувства и даже на мораль. В этом отношении учитель никогда не должен забывать, какое огромное значение в дальнейшей деятельности его учеников имеет не только владение данной дисциплиной, но и слагающееся в нем в процессе обучения отношение к ней. Оно может вызвать у одних, ненависть, отвращение; у других - нелюбовь, безразличие; у третьих- интерес, любовь. В данном случае вся ответственность лежит исключительно на учителе, так как вне всякого сомнения изучаемая учеником дисциплина навсегда, на всю жизнь адаптируется в его сознании с лицом, обучавшим его этой дисциплине.

Среди преподавателей иногда можно услышать, что их предмет самый важный, самый нужный, а другие - второстепенные. В учебном заведении нет второстепенных дисциплин. Мудро говорится в старинном двустишии: “Капля выдалбливает камень не силой, но частотой своего падения, так и человек не силой, но непрерывностью своего обучения”. Это относится и к учителям, которые учатся всю жизнь, оттачивая свое мастерство, чтобы ученикам передать все самое лучшее, самое прекрасное. Профессия учителя должна быть не только профессией, но и призванием человека.