Задачи на сравнение чисел. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели урока: Создать условия для:

1) закрепления умения решать текстовые задачи на разностные сравнение (нахождение меньшего числа по известному большему числу и разнице в прямой и косвенной форме);
2) совершенствования умения учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
3) совершенствования вычислительных навыков в пределах 9.
4) формирования личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;
5) воспитания уважения друг к другу.

Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.

Демонстрационный материал:

 

Раздаточный материал:

1)Карточки с задачами для этапа №2. Приложение 1, Приложение 2.
2)лестница “успеха” для самооценивания. Приложение 3.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске открыт девиз урока слайд №1:

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

  • Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
  • Как вы думаете, какое главное слово в этих словах? (Сам.)
  • А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
  • Я уверена, что вы хотите учиться. Что же значит “учиться”? (Это, значит, понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.)

1. Устный счет:

– Как вы думаете, почему снежинкой закрыт ответ?

На доске появляется схема задачи.

  • Вспомните, чему был посвящен прошлый урок? (Мы тренировались в решении задач на разностное сравнение, где находили большее число.)

Сегодня на уроке вы продолжите тренироваться в решении задач на разностное сравнение

  • Как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке математики?(решать задачи)
  • Как догадались?
  • Вспомним, какие части есть в каждой задаче? Назовите их.
  • Слайд №2

2. Актуализация знаний.

№1 стр.58

На доске:

– Посмотрите на рисунок. Сколько синих кружков вы видите?(6)

– Нужно изобразить красные кружки, а сколько их будет, вы сможете определить, глядя на схему.

– Составьте выражение. (6-2)

– Запишите, нарисуйте кружки.

– Какое число мы сейчас находили, меньшее или большее.

Обратите внимание на №1 часть б)

– Сколько здесь вы видите синих кружков? (5)

– Обратите внимание на схему, а красных кружков будет меньше или больше?

– На сколько? (на один)

– Запишите выражение и нарисуйте красные кружки.

– Сколько кружков вы нарисовали?

– Как вычислили их количество?

– Итак, чтобы найти меньшее число, что нужно сделать? (Из большего числа вычесть разность)

– В учебнике есть правило, прочтем его и убедимся – правы ли мы.

Слайд №3 на доску вывесить дополнение к схеме.

– У нас на доске была одна снежинка, а что будет, если их будет очень много?

– А что модно сделать из снега? (снеговика)

Откройте карточку №1 там я предлагаю вам задачку про снеговиков.

1. Решение задачи на нахождение меньшего числа в прямой форме.

  • Прочитайте условие задачи. Чтение хором.
  • Прочитайте вопрос.
  • Заполните схему к задаче.

Один из учащихся заполняет схему на доске маркером с комментированием, остальные учащиеся работают на карточках №1

  • Что поможет решить эту задачу? (Правило нахождения меньшего числа.)

Учитель открывает на доске эталон

  • Как найти меньшее число? (Чтобы найти меньшее число, нужно из большего числа вычесть разность.)
  • Запишите решение задачи.

Проверка организуется фронтально.

2) Решение задачи на нахождение меньшего числа в косвенной форме.

Девочки слепили 8 снеговиков. Это на 4 больше, чем слепили мальчики. Сколько снеговиков слепили мальчики?

  • Прочитайте эту задачу.
  • Сравните условия этих задач.
  • Что вы заметили?
  • Молодцы, что это заметили, про такие задачи говорят, что условие выражено в косвенной форме, на это указывает слово “это” и оно относится к числу, которое стоит перед ним. Мы уже начали решать задачи в косвенной форме на предыдущем уроке. Что вы можете сказать об этих задачах? (Нужно быть внимательными, это “хитрые” задачи.)
  • На какое слово нужно обратить внимание? (На слово “ЭТО”.)

Учитель подчеркивает в тексте задачи слово “ЭТО”, учащиеся делают тоже самое в учебниках.

  • Прочитайте условие задачи еще раз. К какому количеству оно относится? (К количеству снеговиков, которые слепили мальчики)
  • Покажем это стрелкой.

Учитель на доске, а учащиеся на карточках проводят стрелки: Слайд №4

  • Заполните схему.
  • Сравните схемы этих двух задач. Что вы заметили? (Они одинаковые.)
  • Какой можете сделать вывод? (Решение этих задач будет одинаковое.)
  • Какое число в этих двух задачах было неизвестным? (Меньшее.)
  • Каким действием находим это число? (Вычитанием.) Слайд №5
  • Ребята, как вы думаете, почему мальчики слепили снеговиков больше.
  • Как вы думаете, какой настоящий мужской поступок им необходимо совершить? (помочь девочкам)

3.Физкультминутка.

4.Самостоятельная работа. Тренинг.

  • Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)

Работа в парах. С целью тренировки ученики выполняют задания в учебнике: 2 и 3 на странице 58. Проверка организуется на СЛАЙДЕ №6

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.

5. Включение в систему знаний и повторение. слайд№7

  • Выполните дополнительное задание, номер которого записан на доске.

Учитель открывает на доске номер дополнительного задания: 6, стр. 59.

Далее работа организуется фронтально, учащиеся по цепочке комментируют с места.

6. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Чему был посвящён сегодняшний урок? (Повторению и работе над ошибками.)
  • Какие цели вы ставили перед собой на уроке? (Выяснить, есть ли трудности. Понять причину ошибок и устранить её.)
  • Какие результаты вы получили? (…)
  • В каком месте у вас были затруднения? (В решении задачи, в сравнении выражений…)
  • Оцените свою работу по лестнице “успеха”. Слайд №8.Если вы не допустили ошибок в первой самостоятельной работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы допустили ошибки в первой самостоятельной работе, но справились с ошибками, то поставьте себя на вторую ступень, а если вам не удалось справиться с затруднениями, поставьте себя на нижнюю ступень.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Презентация

Приложение 4