Модель организации внеурочной деятельности в 1-х классах в рамках реализации стандартов нового поколения

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


(Приложение 1. Слайд 2)

Школа находится в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула –  «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом,  воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» [3]

(Приложение 1. Слайд 3)

Для обеспечения такого единения (слияния) в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.
С этого момента у школ, внедряющих новые стандарты в 1-х классах, возникает масса вопросов по организации и программному обеспечению внеурочной деятельности, оплате педагогов, месте и времени ее проведения и т.п. Готовых рецептов нет, т.к. каждое образовательное учреждение обеспечено своим кадровым составом, имеет отличную от других инфраструктуру, и, самое главное, обладает собственным фондом оплаты труда.
Так как же организовать эту внеурочную деятельность в конкретном образовательном учреждении? Мы разработали  модель организации внеурочной деятельности в 1-х классах для МБОУ «СОШ № 22» г. Октябрьского РБ.

(Приложение 1. Слайд 4)

Для начала мы обратились к направлениям, указанным в Федеральном учебном плане, по которым необходимо вести развитие детей, каждому направлению придали  цветовое обозначение для наглядного представления. Далее проанализировали кадровый потенциал учителей школы и ближайшей образовательной инфраструктуры. Проведенный анализ позволил нам сделать следующее распределение.

(Приложение 1. Слайд 5, распределение часов по щелчку)

Спортивно-оздоровительное направление, обеспеченное тремя часами в учебном плане, возможно разделить между учителем начальных классов, для проведения третьего часа физической культуры [2] в объеме 1 часа в неделю (голубой цвет), и привлеченным преподавателем спортивной школы, который использует 2 часа в неделю для развития у детей интереса к игровым видам спорта – волейболу, баскетболу, футболу и другим (синий цвет).
Художественно-эстетическое направление, обеспеченное двумя часами в учебном плане, возможно разделить на танцевальное (темно-зеленый цвет)  и художественно-изобразительное (светло-зеленый цвет)  по 1 часу в неделю на каждое. Для занятий в танцевальном кружке приглашен хореограф из ближайшей Школы искусств. Художественно-изобразительную деятельность с детьми реализует школьный учитель ИЗО в кружке Декоративно-прикладного искусства.
На научно-познавательное направление учебным планом отводится 2 часа в неделю. Их можно разделить по 1 часу для занятий в интеллектуальном клубе «Хочу все знать» (красный цвет) и для познания  литературных основ в клубе юных журналистов (сиреневый цвет).
Военно-патриотическое направление представлено объединением «Мы – дети России» (желтый цвет), на реализацию которого отводится 1 час в неделю по учебному плану.
Проектная деятельность (розовый цвет) осуществляется через реализацию проекта «Моя семья» в объеме 1 часа в неделю. Привить детям навыки общественно-полезной деятельности возможно в кружке «Домовята» (оранжевый цвет), на занятия в котором отведен 1 час в неделю.
При подготовке к внедрению ФГОС в практику нашей школы был объявлен конкурс программ, реализующих указанные выше направления. Лучшие программы прошли экспертизу школьным методическим советом, а авторы (ведущие курсов) получили возможность увеличить свою тарификационную нагрузку.

(Приложение 1. Слайд 6)

Далее встал вопрос: как реализовать направления внеурочной деятельности в условиях ограниченного финансирования, ведь в сентябре фонд оплаты не пополняется? На оплату всех десяти часов в каждом классе просто нет денег. Да и первокласснику сложно сделать выбор в пользу какого-то направления, для него понятны только танцы и занятия в физкультурном зале. Поэтому в разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. За основу распределения занятий внеурочной деятельностью в течение учебного года была взята практика распределения элективных курсов у старшеклассников. Минимальный срок реализации программы танцевального кружка, кружка Декоративно-прикладного искусства, клуба «Хочу все знать», объединения «Мы – дети России», кружка «Домовята», социального проекта «Моя семья» - 8 часов в год – одна четверть; секции спортивных игр – 16 часов в год – две четверти. Выше перечисленные занятия ведут специалисты.

(Приложение 1. Слайд 7)

Вот как выглядит распределение специалистов по классам и по четвертям.
Для увеличения двигательной активности первоклассников, привития им здорового образа жизни, 1 ч в неделю из часов внеурочной деятельности передан на реализацию программы клуба «Мы – за здоровье».
На выявление индивидуальных творческих способностей детей, построение базы для дальнейшего обучения направлена программа клуба юных журналистов «Служу Отечеству пером», для реализации которой из часов внеурочной деятельности выделен 1 час в неделю. Эти часы ведут «родные» учителя начальных классов.

(Приложение 1. Слайд 8)

По данной расчасовке получается, что в 1а классе каждую неделю в течение года есть одно занятие в клубе «Мы за здоровье» (понедельник) и одно занятие в клубе юных журналистов (вторник), которые проводит  «родной» учитель начальных классов. Остальные направления распределяются по четвертям следующим образом. В первой четверти (8 недель) по средам занятия танцами, а по четвергам занятия в объединении «Мы дети России». Во второй четверти (8 недель) по средам – кружок «Домовята», по четвергам – проект «Моя семья». В третьей четверти (8 недель) по средам – секция спортивных игр, по четвергам – интеллектуальный клуб «Хочу все знать». В четвертой четверти (8 недель) по средам – секция спортивных игр, по четвергам – кружок декоративно-прикладного искусства. В остальных первых классах распределение часов внеурочной деятельностью похоже на решение обычной комбинаторной задачи на перебор вариантов.
В каждом классе в неделю проходит четыре часа занятий. Данная схема как никакая другая подходит нам в условиях ограниченности финансирования, т.к. в неделю затрачено только 16 часов на четыре первых класса вместо сорока часов по предложенному Федеральному учебному плану. Эта модель имеет еще один плюс. Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.
А каким образом включить эти занятия в расписание первоклассников, ведь не добавлять же пятый урок. Здесь выручит подзабытая группа продленного дня. В условиях двух сменной работы сложно осуществить переход к школе «полного дня», что предусматривают новые стандарты [1]. Но имея между окончанием занятий у первоклашек (12.00) и началом занятий у третьих-четвертых классов (14.15) два с лишним часа, вполне возможно отвести один час и пятнадцать минут на обед и прогулку, а в оставшиеся тридцать пять – сорок минут организовать занятия внеурочной деятельностью.

(Приложение 1. Слайд 9)

Предлагаем расписание занятий ГПД и внеурочной деятельности в 1-х классах на 1 четверть 2010-2011 учебного года.
Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим.
Желаем успехов!

Список литературы:

1. И. Борисова С букварем и флэшкой //Российская газета № 233 от 14 октября 2010
2. Вестник образования № 2 2010 г.
3. Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 с. 5.