Классный час по теме "Дом доброты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: воспитание способности совершать добрые дела на благо людям, осмысление категории "доброта", мотивация на добрые дела, развитие толерантности.

Оборудование:

  • карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, добро, доброе);
  • лепестки для игры "Ромашка" с описанием черты характера человека;
  • карточки для "строительства" Дома Доброты, на кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;
  • листы с нарисованными деревьями, на корнях написано: доброта;
  • карточки с текстами заданий: "Пять добрых дел", рассказ "Нет худа без добра"
  • словарь С. И. Ожегова

Ход занятия

1. Присоединение к теме

- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

  • Жизнь дана на : дела.
  • Мир не без : людей.
  • : желаешь - : и делай.
  • Истинное : всегда просто.
  • : слово человеку - что дождь в засуху.

- Правильно вы догадались, будем говорить о доброте.

- Давайте узнаем, как определяется значение слова доброта в словаре Ожегова (выходит ученик и читает)

- "Не ищите красоты, а ищите доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви, любви к человеку и когда доброта направлена на окружающих людей, тогда она направлена и на всё живое, что нас окружает.

2. Сообщение цели

- Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты - первый "кирпичик" доброта.

(учитель просит ребёнка прикрепить на доске первую карточку)

3. Основная часть

- В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим:(добро пожаловать); провожая гостей :доброго пути; утром:(доброе утро); вечером:(добрый вечер): и т. д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве без них нельзя? (дети отвечают, рассуждают)

- Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания (Доброе слово человеку - что дождь в засуху)

Чтение и работа над стихотворением "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унижен, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совет, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые слова (учитель просит ребёнка прикрепить на доске вторую карточку)

- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые мысли (учитель просит ребёнка прикрепить на доске третью карточку)

- А как вы думаете, во что могут превратиться добрые слова и добрые мысли? ( в добрые поступки)

- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые поступки (учитель просит ребёнка прикрепить на доске четвёртую карточку)

Задание "Пять добрых дел"

- Самостоятельно выберите пять добрых дел, подчеркните своё решение

  • Заботиться о родителях
  • Утешить плачущего
  • Радоваться неудаче ближнего
  • Помогать ближним
  • Завидовать
  • Сделать кормушку для птиц
  • Забрать братишку из детского сада

- Почему вы без затруднения определили добрые дела?

- Молодцы. Вы понимаете, что такое хорошо, а что такое плохо и стараетесь совершать хорошие поступки. Вас этому учат родители, учат в школе. Но бывает и такое:

Сценка

(ребята заранее получили слова и разыгрывают перед одноклассниками сценку)

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учитель (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобусе и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу? А ещё лучше зайду за тобой.

- Ребята, чей совет оказался истинно добрым?

- Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь - добро и делай.

- Продолжаем достраивать Дом Добра.

Игра "Ромашка" (на лепестках записано описание качеств человека, дети должны догадаться и выбрать карточку с названием данной черты характера)

- Вы мне будете помогать. Я буду называть хорошие качества человека, а вы называйте эти качества одним словом (ученики по ходу добавляют карточки в Дом Доброты).

  • Человек, на которого всегда и во всём можно положиться :(добропорядочность)
  • Человек, у которого доброе сердце :(добросердечность)
  • Человек, который желает другим добра: (доброжелательность)
  • Человек с доброй душой и мягким характером: (добродушие)
  • Человек, обладающий добрым, хорошим нравом: (добронравие)

- Ребята, а вот в старину употребляли слово доброхотный. Кто может сказать, что оно обозначает?

- Обратимся к словарю Ожегова (один ученик читает определение из словаря).

- Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы в нём жить?

- Я приглашаю вас встать в круг и представить себя жителями Дома под названием "Доброта".

- Что вы чувствуете в нём?

- Я дам вам мячик, а вы, передавая друг другу, закончите фразу "В Доме Доброты я чувствую себя:"

4. Рефлексия

- Дом построен, давайте окружим его деревьями (ребятам раздаются листы с нарисованными деревьями)

- Ребята, напишите на Дереве Добра, какие добрые дела вы могли бы сделать уже сегодня.

- Каждый ваш хороший поступок - это частица, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Помните, что в жизни, как и в сказке, добро всегда должно побеждать зло!