Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата

Разделы: История и обществознание


Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить, является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности.

Бытует устойчивое мнение, что развитие речи обучающихся - это не только обязанность, но и прерогатива учителей - словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий, а, следовательно, и расширение словарного запаса обучающегося, и включения новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает не только его предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык.

Государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное знание понятий и терминов в рамках учебного предмета. Этот тот минимум знаний, который обучающиеся обязаны иметь, иначе ни углубления, ни расширения не получится. Известно, что свободный хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления исторических знаний и словарного запаса. В этой связи большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата.

Понятия предусматривают один из важнейших компонентов системы научных знаний, базисную единицу из формирования они являются "ядром", вокруг которого формируются научные знания.

Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов и явлений, поэтому овладение любой научной дисциплиной осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в известной вязи с остальными.

Главным условием формирования мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение предается овладению понятийным аппаратом в курсе начального преподавания истории, так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории.

Для полноценного усвоения обучающимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовала структурный скелет знаний по тем или иным темам, и по учебной дисциплине в целом.

Есть, так называемое, бытовое понятийное знание, которое отличается от научного. И не всегда одно и то же представлять смысл используемого понятия и владение им.

Владеть понятием - это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании.

Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:

1-й - усвоение информации - ответ на вопрос "Что такое?";

2-й - применение понятий в знакомой ситуации;

3-й - творческое применение знаний в новой учебной деятельности.

Пожалуй, это главное, к чему мы должны стремиться. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.

Приемы формирования понятийного аппарата по истории:

1. Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.

1.1. Учитель делает акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его правописания.

1.2. Обучающиеся обязательно записывают термин в тетради и в словаре терминов.

2. Отработка понятий.

2.1. Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов).

2.2. Работа со справочной, хрестоматийной литературой.

2.3. Оформление в кабинетах словаря терминов, накопление дидактического материала по терминам.

2.4. Обязательная запись на доске плана урока.

2.5. Семинарские занятия.

2.6. Уроки-конференции.

2.7. Ведение тетрадей-словарей.

3. Контроль.

3.1. Терминологические, графические, словарные диктанты.

3.2. Диктанты с ошибками.

3.3. Найти лишнее.

3.4. Дописать термин.

3.5. Самоконтроль и взаимоконтроль.

3.6. Тестирование.

3.7. Индивидуально-фронтальный контроль.

4. Творческое применение терминов.

4.1. Сочинения с применением терминов.

4.2. Рефераты.

4.3. Практические работы.

4.5. Составление кроссвордов, чайнвордов.

Виды словарно-терминологической работы на уроках истории.

1. "Почта".

Обучающимся раздаются кармашки ("почтовые ящики") с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, а также раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по кармашкам и не ошибиться адресом.

Например: ислам положить в конверт "Арабы".

2. "Третий лишний", "Четвертое лишнее".

Обучающимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали,
Расскажите, как узнали.

Например: город, ремесло, барщина (лишнее барщина - это даровые работы крестьян в поместье феодала)

3. "Я шагаю"

На каждый шаг обучающиеся называют термины, относящиеся к теме. Выигрывает тот, кто назовет, больше терминов не останавливаясь.

4. "Историческая цепочка".

Учащиеся по очереди, не вставая, называют термины по цепочке от первой парты до последней, либо задают вопрос по знанию терминов, ответив, ученик, следующий вопрос задает другому.

5. "Историческая зарядка"

Проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.

6. Работа по карточкам.

Из перечня терминов выбери и подчеркни термины, относящиеся к определенной теме. Объясни их значение.

7. Вставь пропущенные буквы в слова. Объясни их значение.

Например: пл:бей, д:ктатор, л:ктор, п:триц:и, р:спублика, л:гион.

8. Почему ниже приведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их. Объясни значение.

Например: Тибр, Аппенинский полуостров, Ромул, Рем, Спартак, Капуя, Везувий, Помпей.

9. Составьте предложения со следующим набором терминов. Слова подбираются по изученной теме. Удачно это задание давать в конце урока, в качестве вывода к уроку.

10. Графический диктант. Обучающимся зачитываются утверждения, где надо отвечать "да" или "нет", а ответы записывать в виде графика.

11. Словарный диктант. Обучающиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.

12. Исторический диктант. Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ - термин (под номерами).

13. "Ручеек знаний".

Обучающимся, отвечающим у доски, дополнительно задают вопросы одноклассники на знание терминов.

13. "Кто больше".

На доске вывешивается большой лист с буквами. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов.

14. "Паучок"

Это схематическое задание. На "брюшке" паучка само задание. Необходимо подписать "лапки".

15. "Я - автор"

Составить крылатое выражение из изученных терминов

16. "Пирамида"

В ходе игры проверяются сразу два ученика. За спиной, сидящего у доски ученика "пирамида с терминами", написанными на свернутом листке, которую держит учитель. Ученик из класса дает определение терминам в "пирамиде", сидящий у доски должен назвать эти термины.

17. "Найти соответствие"

Ученику даются карточки с терминами и их определениями. Задача ученика подобрать термину определение.

18. "Рыцарский турнир"

К доске вызываются два ученика. Кто больше по очереди назовет терминов на заданную тему.

19. "Синквейн"

20. Составить кроссворд, чайнворд, ребус.

Работа с терминами способствует развитию познавательной активности обучающихся, содействует развитию интереса к изучению истории, создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.

Данные методические материалы и рекомендации можно использовать и на других уроках.

Литература.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподают историю. М. 2000.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока под редактированием П.И.Пиднасистого. М. 1984.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1999.
  4. Ж.. Народное образование. "Сто открытий Александра Литвинова". М. 1994, №2,3.