Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предысторией войны в Афганистане.
  • Рассказать им о соотечественниках, непосредственных участников военных действий.
  • Сформировать представление об уровне исторического развития Афганистана накануне революции 1978- 1979гг.
  • Формирование исследовательских навыков при работе с историческими источниками.
  • Воспитание гражданственности и глубочайшего уважения к памяти погибших.

Оборудование урока.

  • Песня "Зажгите свечи". (Приложение 1)
  • Мультимедийный проектор. Компьютор.

Поговори со мной, трава,
Скажи мне, где берутся силы?
Меня ведь тоже так косили,
Что отлетела голова.
Казалось, нет нас - только пепел,
Но мы из этих страшных петель,
Как птица - феникс, поднялись.

ПЛАН

1.Немного истории:( историческая справка о развитии Афганистана ).

2. Афганские события 1978- 1979гг.

3.Страницы воинской доблести.

Тема исследовалась учащимися 9-го класса МОУ СОШ №15.

Учащиеся подготовили сообщения по данной теме.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Всё может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может.

Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества.

Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты.

Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, но почему-то в современных учебниках по истории ей отводится лишь пол страницы.

Хочется согласиться с мнением автора повести " Цинковые мальчики" С. Алексиевич, которая писала, что только об этой войне мы знаем ровно столько , сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться. А между тем эта война стоила нашему народу более 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Этой цифре можно верить и не верить, потому что всем известно, как мы умеем считать. Погибших в Великую Отечественную ещё сегодня считаем и хороним.

Сегодня, наш урок мы посвящаем афганским событиям 1979-1989гг. и 20-летию со дня вывода советских войск с территории Афганистан.

Итак, тема нашего нестандартного урока " Никто не создан для войны." ( Приложение1)

Ученица.

Русский парень лежит на Афганской земле.
Муравей - мусульманин ползёт по скале.
Очень трудно ползти:
Мёртвый слишком небрит,
И тихонько ему муравей говорит:
"Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно -где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавший слово "ислам"?
Разве мало убитых вам, - чтобы опять
К двадцати миллионам ещё прибавлять?!

Учитель.

А всё началось с афганской революции. Сегодня исследователи , политики дают самые разнообразные пояснения тому, что произошло в Афганистане в 1978- 1979гг. Но чтобы говорить о тех событиях, необходимо обратиться к недалёкому прошлому этой восточной страны.

(Доклад ученика "Афганистан хх века").

Учитель.

Итак, толчок дальнейшему развитию вооружённого конфликта в Афганистане был дан в апреле 1978 года.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошла Апрельская революция.

В нашей стране не каждый обратил внимание на это событие.Ведь двадцатое столетие было богато на революционные потрясения. Но в скором времени Афганистан стал реальным фактом биографии миллионов советских граждан.

Послушайте отрывок телефонного разговора Косыгина, тогда Председателя Совета Министров СССР с Тараки, премьер- министром Афганистана, где последний просит экстренной помощи.

"Косыгин. У вас нет возможности нанести поражение врагам революции?

Тараки. Если бы можно было!

К. Какие ваши предложения по этому вопросу?

Т. Мы просим, чтобы вы предоставили практическую и техническую помощь людьми и вооружением. Если вы нанесёте удар по городу Герату, то можно будет спасти революцию.

К. Я не хочу вас огорчить, но скрыть этот факт не удастся. Об этом будет известно всему миру через два часа.

Т. Почему Советский Союз не может послать узбеков, таджиков, туркмен в гражданской одежде? Никто их не узнает. Посылайте боевые машины , пехоту самолётами.

К. А вас есть кому водить эти машины?

Т. А вы пришлите машины вместе с водителями, которые знают наш язык.

К. Мы должны посоветоваться."

Учитель.

Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советских советников прибыли в Афганистан. Декретами были проведены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Правительству не удалось создать себе опору среди населения. В марте- апреле 1979г. началось восстание против нового режима.

Ученик.

Правительство Тараки просило о вводе советских войск, но получило отказ. Один из членов нового афганского правительства Х. Амин, сосредоточивший в своих руках руководство карательными органами, жестоко, но безуспешно боролся с восстанием.

11 сентября 1979 г. состоялась встреча Л . И. Брежнева с Тараки, на которой советский вождь предложил снять с должности ненавистного народу Амина. Но Амин 14 сентября 1979 г. совершил покушение на Тараки ( был убит его адъютант), а 15 сентября Тараки был освобождён от своих обязанностей и отправлен сначала под домашний арест, а потом в тюрьму. Генеральным секретарём НДПА (Народно- демократическая партия Афганистана) и премьер - министром стал Амин.

8 октября 1979 г. Тараки был задушен в камере (официально было объявлено, что он умер от сердечной недостаточности).

Эти события изменили отношения советского руководства к Афганистану. Решение о вводе войск было принято четырьма членами Политбюро ЦК КПСС - Л. И. Брежневым, А. Громыко, Д. Устиновым (министр обороны), Ю. В. Андроповым.

24 декабря 1979 года на аэродроме Багром высадили части 105- й гвардейской воздушной- десантной дивизии. 27 декабря 1979года советские десантники штурмом взяли дворец Амина, который был убит. Страну возглавил Бабрак Кармаль. В Афганистан был введён "ограниченный контингент" советских войск ( до 100 тысяч человек).

(Мультимедийный проект).

Учитель.

Итак, в Афганистан были введены советские войска. Афганский народ не желал тех изменений, которые несли ему советские специалисты.

Ученик.

В конфликт было втянуто много стран. Он начал переростать в продолжительную войну. Эта война сделала знакомыми для нас названия населённых пунктов чужой страны: Баграм, Шиндант, Кабул, Кандагар, Герат, Саланг: Вы слышите, они звучат, как выстрелы.

Идеологическое обоснование было найдено: воинов посылали в Афганистан для защиты южных границ и выполнения интернационального долга.

Учитель. Как относились к введению советских воинов на территорию Афганистан в СССР и других странах?

Ученик.

Организаторов этой военной авантюры по поводу введения войск на территорию суверенной страны не смутило даже то, что этот шаг СССР вызвал широкую волну критики.

Вывода советских войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН.

Многие страны бойкотировали Олимпиаду-80 в Москве. Война в Афганистане положила начало новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений.

Советские люди имели отдалённое представление о том, что солдаты Советской Армии делают в Афганистане. В обстановке лицемерия и лжи правда никому была не нужна. И было лишь несколько политических деятелей, которые имели мужество выступить открыто против войск в Афганистане. Среди них А. Д. Сахаров. В открытом письме Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л. И. Брежневу он писал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и афганское население. Он подчёркивал, что афганские события " кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом регионе, но и везде:"

Академик Сахаров требовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась ссылка А. Д. Сахарова из Москвы в Горький в 1980г. Лишь в 1986 г. академик Сахаров был возвращён в Москву.

(документ Островский В. П. История Отечества.- М.: Просвещение, 1992, с. 229).

Учитель.

Материнские сердца " прозрели первыми", когда в сердце общества ни тревога, ни боль ещё не проникли по- настоящему.

Солдатские матери - вот кому сегодня " афганцы" могут поклониться.

Ученица.

Война эта тянулась в два раза дольше, чем Отечественная. Потери страшные. Но потери на этом восточном фронте были не только физические. Прошедшие афганский ад остались искалеченными и нравственно.

С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989года в Афганистане побывало 620 тыс. советских солдат, офицеров, генералов, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу. За это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли бесследно, не возвратились из плена 14 453 человека, 35 тыс. получили ранения. Безвозмездные потери личного состава советских войк в целом за весь период афганской войны составили 13310 человек убитыми, 35478- ранеными и 311- пропавшими без вести. Ежегодно эта война стоила советскому народу 5 миллиардов рублей. Кроме того, в Афганистане погибло 585 сотрудников КГБ СССР, 28 сотрудников МВД СССР и 180 военных советников, переводчиков и других специалистов.

Ученик.

Все, кто служили там , свято верили, что помогают афганцам:

И что тем самым их семьи спасают от посягательства извне враждебных рук.

Порой бывают истины смешны,
Но истину оспаривать не надо.
Награды мёртвым, может, не нужны,
Людская память- лучшая награда.

Учитель.

За 10 лет афганской войны по Шкотовскому району принимало участие 455 человек

(солдаты - срочники).

Получили ранения, контузии, увечья и награждены нагрудным знаком "Мужества"- 11 человек.

Трикило Борис Владимирович житель п. Шкотово погиб 28 февраля 1984г. Похоронен в п. Шкотово, награждён орденом.

Приходько Олег Владимирович житель п. Штыково выполнял интернациональный долг в Афганистане в 1985г.

Учитель. Какие вы знаете примеры мужества и самоотверженности, проявленные советскими воинами на афганской земле?

Ученик.

Всем воина, которые отдали свои жизни, выполняя воинский и интернациональный долг, посвящаются эти строки.

Вы смотрите с улыбкой на меня
Сквозь мраморные плиты обелисков.
Со мною незнакомые друзья,
И те, кого я знал не очень близко,
Все те, кто за тебя и за меня
На камнях воевал Афганистана
И, жизни драгоценной не щадя,
Домой вернулся на борту " тюльпана".

Учитель.

Память о павших прошу почтить минутой молчания. Склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертие.

Минута молчания.

Звучит песня "Зажгите свечи". Дети зажигают свечи.

Ученик.

Вплоть до 1987г. цинковые гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане.

Из Афганистана летели самолёты с грузом "200", " чёрные тюльпаны", а народ в СССР жил своей жизнью, не желая узнать больше, чем говорилось и писалось в газетах. А в газетах была опять же полуправда. Когда 15 февраля 1989г. советские войска выводились из Афганистана, газета "Московская правда" писала:

"В Термезе зацвёл миндаль, но если бы природа и не приподнесла бы такого подарка, эти февральские дни всё равно бы остались в памяти жителей старинного города как самые торжественные и радостные. Грянул оркестр. Страна приветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвращаются, выполнив свой интернациональный долг: За эти годы советские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и построили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев:

Они занимались охраной военных и мирных объектов в Кабуле."

Учитель. И снова писали, то что было выгодно властям, хотя уже в декабре 1989г. делегаты съезда народных депутатов СССР дадут оценку решению о вводе советских войск, заявив, что оно заслуживает морального и политического осуждения.

Заключительное слово учителя.

Но прошло всего немного времени, и началась другая война, чеченская. Но это тема другого урока.

Так почему же у истории никто не хочет учиться? Кто понесёт ответственность за " цинковых мальчиков", что нужно сделать, чтобы больше не было на карте страны горячих точек? Эти вопросы множатся современной историей, и наш, гражданский долг найти на них ответы. Без сомнения, политики, историки ещё будут долго спорить о том, кто прав и кто виноват в трагических событиях последних десятилетий. Но очень сложно пожалуй оспорить нравственный вердикт, уже сегодня вынесенный самой историей и жизнью: применение насилия в решении политических споров можно объяснить, но нельзя оправдать. Кровь, пролитая во имя политических амбиций, какими бы благими намерениями они ни диктовались со страниц истории, как правило, смывается.

Миллион! Вот сколько жизней потерял афганский народ в войне, в которую мы не имели права ввязываться.

Учащиеся выполняют тест по теме.

Литература.

1.О. Смирнов " Никто не создан для войны". Москва. "Молодая гвардия". 1990.

2. А. В. Филиппов "Новейшая история России 1945- 2006гг." Москва. "Просвещение" 2007.

3. Н. И. Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Ростов- на-Дону. "Феникс" 2005.

4. В горах Афганистана: О мужестве советских воинов. Сост. И. А. Пономарев.-Л., 1990.

5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Хх век. 11 кл.- М: Просвещение, 1995г, с. 327.

6. Островский В. П. История Отечества.- М: Просвещение, 1992, с. 229.

7. Журнал " Ориентир" № 7. 2006.

8. Дынин И. Мужество на земле Афганистана.- Саратов, 1987.