Внеклассное мероприятие по математике "Математический брейн-ринг"

Разделы: Математика


Оборудование: гонг, жетоны, призы, музыкальное оформление, 2 игровых стола, стол для ведущего.

Добрый день, дорогие друзья!

Сначала проведём викторину, чтобы создать 4 команды.

Викторина.

Подумайте и быстро ответьте на вопросы:

1. К количеству букв "о" в словосочетании открытое окно прибавьте количество килограммов в пуде. (4+16=20)

2. Количество стульев в романе Ильфа и Петрова умножьте на 9. (12*9=108)

3. Количество дней в невисокосном феврале разделите на количество музыкантов в квартете басни Крылова. (28:4=7)

4. К тому кто в поле не воин прибавьте количество игроков футбольной команды.(1 + 11 = 12)

5. К количеству букв в имени Есенина прибавьте порядковый номер месяца мая в году. (6 + 5 = 11)

6. От общего количества месяцев в году отнимите сумму весенних и осенних. (12 ? 6) = 6

7. К количеству букв в названии столицы России прибавьте количество звуков в слове ЯБЛОКО. (6 + 7=13)

8. Число “мгновений весны” умножьте на количество членов дуэта. (17 * 2 = 34)

9. Сколько в сумме разных цветов на флагах России (к с б) и Германии (к ж ч). (2 + 3 = 5)

10. От десятой части температуры кипения воды отнимите количество сантиметров дециметра. (10 – 5 = 5)

11. Чему равно произведение всех чисел? (0)

12. Сколько раз нужно отмерить, чтобы . . . отрезать? (7;1)

13. Сколько букв в названии самого длинношеего животного? (5)

14. Сколько получится углов у стола, если один отпилить? (5)

15. Сколько месяцев между февралём и сентябрём? (6)

16. Сколько ножек у двух стульев? (8 или 6)

17. Сколько пальцев на руках и ногах одного человека? (20)

18. Слово из 5 “О”? (Опять)

19. Сколько букв “Г” нужно взять, чтобы получить кучу сена? (Стог)

20. Какое число на циферблате механических часов противоположно 2? 4? (2 – 8; 4 – 10)

Раздать жетоны.

Итак, образовались 4 команды. Посовещайтесь и выберите капитана команды.

Начинаем математический брейн-ринг. Приглашаем 2 команды за игровые столы.

Мы сегодня будем говорить о людях, которые

  • Знали и изучали математику,
  • Любили и преподавали математику,
  • Интересовались и увлекались математикой.

Правила игры:

1. Игра состоит из 3 раундов. В третьем раунде встречаются команды, выигравшие в первых двух раундах.

2. После того, как ведущий зачитал вопрос, звучит гонг.

3. Команды совещаются. Та, у которой ответ готов, подаёт сигнал. Это делает капитан команды.

4. Если сигнал о готовности отвечать дан до удара гонга, команде засчитывается фальстарт, и она теряет право ответа. Отвечает команда соперника.

5. Время совещания – от 30 сек. до 1 мин.

Цена 1-го вопроса -1 балл.

Если ответ не дан или команды ответили неверно, то цена 2-го вопроса возрастает до 2-х баллов и т. д.

1-й раунд.

1). Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии “Начала”. Однажды царь Птолемей 1 сам захотел одолеть премудрости геометрии и спросил этого математика: “ Нет ли краткого пути для познания математики?”. На что, тот гордо ответил: “ В геометрии нет царского пути!”. Назовите имя этого ученого. (Евклид)

2). Математик, механик, музыкант, философ, геометр, олимпийский чемпион древности. Он создал математическую школу особого типа. Ему приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций. Всем известна его знаменитая теорема. Как зовут этого ученого-математика? (Пифагор)

3). Великий математик, механик, инженер древности. Он высчитал число пи “П”, открыл закон о соотношении объёма шара и цилиндра одинаковых размеров. Решил задачу о царской короне: “ Из чистого ли она золота?”. Он был убит, когда его родные Сиракузы, вследствие измены, были взяты римлянами. Назовите имя великого математика. (Архимед)

ОБЪЯВИТЬ КОМАНДУ, ВЫИГРАВШУЮ 1-Й РАУНД.

Игра со зрителями:

1. Анаграмма: рукг, трокезо.

2. Как называется прибор для измерения диаметра трубки? (штангенциркуль)

3. Прибор для измерения расстояний на местности. (рулетка)

2-й раунд.

1). Первая русская женщина- математик, первая в мире женщина- профессор, член- корреспондент Петербургской Академии наук. Ей принадлежат слова: “ …Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. Как зовут эту великую женщину? (Софья Васильевна Ковалевская)

2). Великий русский учёный и просветитель. Придавал математике исключительное значение для изучения других наук и для развития ума. Московский университет был создан инициативе и проекту этого учёного. Ему принадлежат слова: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. Назовите имя великого русского ученого. (Михаил Васильевич Ломоносов)

3). Русский математик-педагог, самоучка. Создал первый русский учебник для школы “Арифметика сиречь наука числительная”. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его “вратами учёности”. И в знак признания достоинств этого математика Пётр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум привлекает к человеку других людей, как магнит притягивает железо. Как зовут русского математика-педагога? (Леонтий Филиппович Магницкий)

ОБЪЯВИТЬ КОМАНДУ, ВЫИГРАВШУЮ 2-Й РАУНД.

Игра со зрителями:

1. АНАГРАММА двакатр, мряпая

2. ПРОСТЕЙШИЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ НА МЕСТНОСТИ. (АСТРОЛЯБИЯ)

3-й раунд. (приглашаются команды, выигравшие в первых двух раундах)

1). Александрийский учёный, удивительно разносторонний человек. Он занимался теорией чисел, изучал звёзды. Он впервые определил размеры земного шара. Но навсегда его имя вошло в науку в связи с придуманным им методом отыскания простых чисел и назвали его метод – решето… Как зовут этого ученого? (Эратосфен)

2). Выдающийся французский математик и философ. Ввёл метод координат, связав геометрию и алгебру. Что позволило решать многие геометрические задачи алгебраическими методами. Назовите имя математика. (Рене Декарт)

3). Француз, по образованию юрист. Но всё своё свободное время он отдавал занятиям математикой. Он по существу создал новую алгебру, он ввёл в неё буквенную символику. Большой заслугой этого учёного было открытие зависимости между корнями и коэффициентами, в частности, приведённого квадратного уравнения. О ком идёт речь? (Франсуа Виет)

По праву, достойна в стихах, быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова?
В числителе с, в знаменателе а.
А сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе в, в знаменателе а.

1. Объявить команду- победительницу.

2. Победитель среди болельщиков.

Ребята, хотелось бы узнать ваше мнение: Действительно ли, математика ум в порядок приводит?

Хочу представить людей, посвятивших жизнь царице наук, знающих, любящих и преподающих математику- учителей математики нашей школы.

Дорогие учителя! Хотим посвятить вам следующие строки:

Отрывок из стихотворения С.В.Ковалевской “Пришлось ли”:

Пришлось ли раз вам безучастно
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалось для вас.

Великий французский математик Симеон Деви Пуассон был прав: “Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием”.

Дополнительные вопросы.

1) Этот учёный работал преподавателем математики в Пизанском университете. Он изобрёл множество механизмов, от циркуля до машины, которая поднимает воду на поля. Но больше всего его прославила фраза, сказанная им перед судом инквизиции: “А всё-таки она вертится!”. О ком идет речь? (Галилей)

2) Греческий учёный, родоначальник греческой философии и науки. Ему приписывают следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам; о равенстве вертикальных углов; о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он подсказал египтянам способ определения высоты пирамиды. Был причислен к группе “ семи мудрецов”. В школе изучаем теорему, которая носит имя этого учёного, о равенстве отрезков, отсекаемых параллельными прямыми. Как зовут этого ученого? (Фалес Милетский).

3) Великий русский писатель. Занимался составлением арифметических задач. Ему принадлежат слова: “ Каждый человек подобен дроби, числитель дроби - это то, что человек собой представляет, а знаменатель дроби - это то, что он о себе думает”. Назовите имя этого писателя. (Лев Толстой)

4). Великий русский математик, основатель неевклидовой геометрии, профессор. Был ректором Казанского университета.

Хочу прочесть несколько строк из стихотворения В. Фирсова:

Высокий лоб, нахмуренные брови
В холодной бронзе - отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый
Он, как живой, спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий
Он шёл на лекции - великий и живой.

Кто этот великий русский математик? (Николай Иванович Лобачевский)

Литература.

1. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин Математическая шкатулка, М. “Просвещение” 1988 г.

2. Газета “Математика” №30 – 99.

3. И.С. Петраков Математика для любознательных, М. “Просвещение” 2000г.

4. Н. Винокурова 1000 лучших тестов на РТС; М. “АСТ – ПРЕСС” 1999 г.

5. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики, М. “Просвещение” 1989 г.