Внеклассное мероприятие "Встречай любовью птичьи стаи"

Разделы: Внеклассная работа


Ход вечера

Ведущий:

Зазвенели ручьи
Прилетели грачи.
В дом – свой улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Каждый народ по-своему отмечает приход весны. На Руси весну встречали три раза. 1 марта весну зазывали закличками:

Ученики:

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью
С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Приди к нам, весна!
С радостью
Со великою к нам
Со милостью!

(Приходит Весна и загадывает загадки)

Ведущий: Первые сосульки! Первые лужи! Первый дождик и первая зелень! Весенние первоцветы: желтые мать-и-мачеха, голубые перелески, белые подснежники. И, конечно же, веселые весенние ручейки! Хочешь, смотри, как вода играет, хочешь, слушай, как вода журчит, а хочешь, брось в ручей щепку. И начни вместе с ней путешествие навстречу вестникам весны – птицам. Сегодня мы с вами отмечаем праздник посвященный прилету птиц. Приходит весна, а с ней – яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину. Пернатые непоседы перелетные птицы. Они за один день пролетают по 100 км – так спешат. В пути многие из них гибнут. Долетают самые сильные.

Ученик:

По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех.... (Грач).

(Ученики читают стихотворение "Грач", Автор А. Пришелец)

Ведущий: В народе говорят: «Грач – птица весенняя». Они и открывают весну. Еще лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. Помните, как кричат грачи? Давайте послушаем (фонограмма)

– Конечно, он не обладает приятным голосом, зато очень полезен. Грачи поедают на полях мелких насекомых. Поэтому грача надо считать полезной птицей и охранять от браконьеров.

(Выходят ученики в шапочках птиц)

Скворец:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я выступаю перед вами как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня … (Скворец).
Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец!

Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с полями рядом, слежу за садами, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

(Дети хором: Мы рады тебе, скворец-молодец!)

Ведущий: Ребята, а вы слышали, что к семейству скворцовых относятся более 100 видов... Да-да, скворцы бывают обыкновенные, малые, розовые, сережковые и даже японские. Многие из них неплохие певцы, давайте послушаем (фонограмма).Далее ученики показывают сценку.

Действующие лица: автор, скворец, воробей, ученик со скворечником.

Автор:

Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.

Скворец: Убирайся вон, задира!

Автор: Просвистел ему скворец.

Воробей:

Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь. Хоть убей!

Автор: Прочирикал воробей.

Скворец:

Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай! Мой клюв остер.
А не то....

Автор:

Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:

Миша:

Я, друзья, сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.

Автор:

Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился,

(появляется ученик в шапочке жаворонка)

(звучит фонограмма)

Ведущий: Жаворонки есть лесные, певчие, малые, хохлатые, черные и др. Жаворонок- герой многих русских народных песен. С прилетом жаворонков на Руси связаны поверья и обряды. В конце марта, 22-го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг на Родину пробираются. Поэтому к празднику пекли из теста жаворонков, чтобы они весну кликали. Дети украшали жаворонков ленточками, выбегали на улицу, сажали жаворонков на самое высокое место, кричали заклички и водили хороводы.

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам, Жаворонушки!
Нам весну-красну, да тепло летечко, Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела, Жаворонушки!

Ведущий: Ребята, мы поговорили о птицах, которые живут рядом с человеком, а хотите побывать в лесу? Давайте закроем глазки, сядем поудобнее и представим себе весенний лес...

(фонограмма звуков леса)

– Взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки. И послышался в лесу чей-то голосок ... (фонограмма голоса кукушки)

– Чей это голосок?

Ученик:

Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему....

Дети: Ку-ку!

Ведущий: Многие называют кукушку вещуньей и иногда спрашивают, сколько лет им суждено прожить. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда приемным родителям ничего не остается, как выкармливать его одного. За это люди относятся к кукушке неодобрительно. Но кукушка – полезная птица. 100 гусениц в час – норма кукушкиной еды. – Вы, наверное, немного устали? Поэтому, прежде чем мы отправимся в гости к другим птицам, поиграем... Игра немного необычна. Называется она «Построим скворечник». Каждой команде я буду по очереди предлагать задание, а вы – выполнять. За каждое выполненное задание – прикрепляем деталь скворечника.

1-е задание: Давайте сходим в гости к другой лесной птичке. Послушайте загадку о ней:

Хоть я не молоток,
По дереву стучу.
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.

– С утра и до позднего вечера слышится в лесу ее стук. (Звучит фонограмма)

– Ну, конечно, это дятел! Эту птицу называют лесным санитаром, Он не поет, как соловей и скворец, но вы не найдете ни одной птицы, которая могла бы так замечательно выбивать дробь. В наших лесах можно встретить самых разных дятлов: пестрого, рыжего, черного, золотого, зеленого, красноголового... Все дятлы красивы. Их оперение – шедевр искусства. Почти все дятлы питаются насекомыми и лишь некоторые – семенами деревьев. Истребляя насекомых, эти птицы приносят большую пользу лесу.

– Давайте послушаем, о чем дятел разговаривает с тетеревом (сценка «Дятел и тетерев»)

– Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
– Летал я над, спал под.
– Что это за ребус такой: то над, то под?
– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.
– Ишь, какая у тебя жизнь развеселая. А я, горемыка все в да в. Летаю в лесу, прыгаю в елках, ночую в дупле. Скучно!

Ведущий: А вот и неправда! Скучать дятлу некогда! Он лечит наши деревья.

– А чтобы вы, ребята, не заскучали – давайте вместе сочинять стихи. Дело это не простое ... Попробуем? Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы:

  • Макушка (кукушка)
  • Палка (галка)
  • Врач (грач)
  • Капля (цапля)
  • Птица (синица)
  • Корона (ворона)
  • Шляпка (оляпка)
  • Кораблик (зяблик)
  • Париж (чиж, стриж)
  • Гол (щегол)

Ведущий: Вы хорошо справились с этим заданием и заработали еще по одной детали. Может, попробуем задание посложней? Согласны? Внимание! Закончите стихотворные строки:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова Это ... (сова)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый ... (гусь)

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)

– Еще одна птица, о которой мы вспомним – соловей. Эта невзрачная птичка покоряет всех красотою своего голоса. Особенно славятся курские соловьи. После прилета в мае, соловьи поют и днем и ночью. Молодые певцы учатся у старых, подражая им. Как и все птицы, соловьи приносят пользу, уничтожая вредных насекомых. Но этим их польза не исчерпывается. Многие поэтические и музыкальные шедевры обязаны своим появлением и именно соловью. Восхищаясь его пением, поэты и композиторы издавна складывали стихи и песни, посвященные пению этой удивительной птицы.

– Давайте и мы послушаем его песню (звучит фонограмма)

– У птиц есть свой язык, на котором они « разговаривают», общаются и понимают друг друга. Песни – это заявка на владение землей и вызов своим соперникам, с помощью песен птицы устанавливают между собой контакт, а нас радуют своим пением. А вы, ребята, знаете, о чем поют птицы? Давайте об этом послушаем.

(Стихотворение «Птичьи песни»)

Ведущий: А сейчас последнее задание. Оно потребует особого внимания. Я буду медленно читать стихотворение, а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.

Зябко в лесу. Словно щеки горят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетая в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь-пинь!»

Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?»,
Словно сторож жизни луговой.

Изящная корзиночка-гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу»
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем политой!

Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души,
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!»

– Сегодня, ребята, мы вспомнили лишь некоторых птиц, которые прилетают к нам весной. Вы узнали о них что-то новое. Мы будем очень рады, если вы станете наблюдать за ними, и главное, никогда не обидите их.