"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока: сформировать эмоционально-ценностное отношение к понятию футуризм как одного из направлений авангардного искусства начала XX века посредством анализа произведений художников и поэтов через совместную познавательную и творческую деятельность.

Тип учебного занятия: урок-мастерская (2 часа).

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: готовность к уроку, раскрытие темы и плана проведения урока.

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы.

Цель: создать условия для понимания проблемы урока через знакомство с творчеством ведущих поэтов и художников авангарда.

1. Слово учителя.

- Что такое был этот 20 век?

- Чему он научил?

- Что он нам оставил?

Для России, пожалуй, больше всего красивых идей. Сегодня мы попытаемся понять одну из таких идей с необычным названием футуризм. Этим словом (с латинским корнем futurum – что значит будущее) принято называть авангардные явления в русской живописи и русской поэзии начала 20 века. Эти два искусства так тесно переплелись в жизни, что встал вопрос: что первично поэзия или живопись?

Послушаем мнение:

«Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» – написал поэт В. Хлебников в 1912 году. Он придумал и своё название этому направлению искусства – бутетлянство. А искусствовед Харджиев назвал картины художников футуристов «Кубистические иллюстрации к футуристическим стихотворениям».

2. Совершим путешествие во времени, перенесёмся в Москву 1912 года. Нам выпала редкая возможность побывать на диспуте поэтов-футуристов в Политехническом музее. Встречайте!

Инсценировка учащимися диспута поэтов-футуристов в Политехническом музее в 1913 году. (Приложение 1)

3. Вот так броско, ярко, скандально и весело заявили о себе футуристы. Провозгласив себя бутетлянами, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и в искусстве, творцов будущего в настоящем. Единый круг кубофутуристов объединил поэтов и художников. Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашение нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга. Более того, мы видим синтез искусств в творчестве одного мастера: многие поэты прекрасно владели кистью (Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых), а художники, в свою очередь, обращались к «речетворчеству», помещали свои стихи в сборниках футуристов (К.Малевич, В. Кандинский и П.Филонов).

4. Итак, я приглашаю вас на импровизированный вернисаж в Большую аудиторию Политехнического музея. Этот вернисаж устроен художественным обществом с дерзким названием «Бубновый валет». (Презентация со слайда № 10. Приложение 2)

5. Какое впечатление произвели на вас работы художников объединения «Бубновый валет»?

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах.

1. Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы работы). Выбор групп по интересам.

2. Слово учителя.

Каждое художественное направление формирует своё представление о красоте и гармонии. В чём вы видите необычность той картины мира, которую создают в своих произведениях художники- авангардисты? (Обратите внимание на жанр и тематику произведений!)

Есть несколько путей в поиске ответа на вопрос:

  • через образ живописный,
  • через образ словесный,
  • через общение с документами, которые оставили нам футуристы. (Они очень красноречивы!)

Условно обозначим каждую группу:

I группа – слово.

II группа – изображение.

III группа – документ.

Каждая группа получает материалы для работы:

I группа – поэтические тексты футуристов; (В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников и др.)

II группа – репродукции картин художников авангардистов. (Презентация)

III группа – афиши, манифесты, программы художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». (Приложение 2)

3. Социализация №1.

Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы.

Итог социализации – недостаточно знаний для ответа на проблемный вопрос.

Корректировка учителем работы группы.

4. Продолжение работы в группах с предоставленными материалами.

Учитель предлагает группам в поисках ответа на вопрос обратить внимание на следующее:

I группа – Как живёт слово в поэзии футуристов?

II группа – Как строится композиция и в чём особенности колорита картин футуристов?

III группа – Что общего в художественных принципах поэтов и художников футуризма?

5. Социализация №2.

Предполагаемые ответы групп:

I – Наличие в поэзии футуристов неологизмов, окказионализмов, словотворчества; смешение стилей, депоэтизация языка, цветопись в поэзии.

II – Хаотичность композиции, условность формы, совмещение разных точек зрения в одном изображении (принцип сдвинутой конструкции), яркость колорита и декоративность изображения, «примитивный» взгляд художника на мир.

III – Свобода в выборе художественных средств, поиск новых форм, эпатаж обывателя.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала через формулировку ответа на проблемный вопрос.

Слово учителя:

- Так что же такое футуризм? Футуризм – это…

Продолжите это определение, используя те знания о творчестве художников-авангардистов, которые вы сегодня открыли для себя.

Предполагаемые примеры ответов: Футуризм – это открытие нового мира.

Футуризм – ...

  • это свобода и смелость;
  • это искусство для неравнодушных людей;
  • это творчество в чистом виде;
  • это энтузиазм;
  • это синтез искусств;
  • это эпатаж;
  • это молодость и т.д.

V. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности

Цель: создать условия для формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к понятию футуризм через творческую деятельность.

Предлагаем принять участие в футуристической акции – оформление интерьера «Кафе поэтов».

Варианты творческих работ:

  • создание вывески для кафе;
  • выполнение эскизов росписи стен;
  • создание коллажей и лозунгов;
  • сочинение синквейнов о творчестве поэтов-футуристов и художников-авангардистов.

VI. Этап обобщения знаний.

Цель: выразить своё представление о произведениях авангарда через создание собственного художественного образа (представление творческих работ учащихся).

Слово учителя:

Вспомните свои первые впечатления о произведениях футуристов. Я думаю, они изменились. И это уже та первая ступенька, которую вы преодолели на пути познания. Художник-авангардист Павел Филонов писал: « Когда ты идёшь по лестнице, тебя поднимает не ступенька, а твои усилия». Об этом нужно помнить, когда вы общаетесь с искусством авангарда, ибо оно требует от читателя и зрителя, эмоциональных и интеллектуальных усилий. Тот, кто способен на такие усилия, поднимется ещё на одну ступеньку в своём творческом познании мира.

VII. Этап подведения итогов и рефлексия.

Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Характеристика работы класса. Оценивают свою работу, работу группы по 10-бальной системе:

Я (работа на уроке).

МЫ (работа группы).

ДЕЛО (выполнение творческого задания).