Сила Лоренца

Разделы: Физика


Цель: определить силу, с которой действует однородное магнитное поле на движущуюся частицу.

Задачи:

Образовательные:

- Краткая историческая справка о работах голландского физика Х. Лоренца, основателя электронной теории строения вещества;

- Вычисление силы Лоренца;

- Определение направления силы Лоренца;

- Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле;

- Применение силы Лоренца.

Развивающие:

- Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать электрические и магнитные поля;

- Продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи, давать определение силы Лоренца, её вычисление, использование правила левой руки и правого винта для определения силы Лоренца;

- Развить познавательную деятельность использования правил при решении задач;

- Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебником;

- Развить критическое мышление через письмо и чтение;

- Развить ассоциативное восприятие материала.

Воспитательные:

- Развить чувство прекрасного;

- Содействовать нравственному, эстетическому восприятию;

- Помочь осознанию роли личности, вклад ученых в развитие электромагнетизма.

ПЛАН УРОКА

Содержание Методы и приёмы
Организационный момент (2 мин.). Эвристическая беседа.
Изучение нового материала:

Вызов. Ключевые слова (5-7 мин.);

Связка;

Сравниваем (5 мин.);

Работа с учебником (15 мин).

Закрепление(5-7 мин).

Домашнее задание (2 мин).

Итоги.

Работа по группам.

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником.

Решение графических задач.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Мы продолжаем изучать тему "Магнитное поле" и сегодня познакомимся с действием магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

2. Изучение нового материала.

2.1.ВЫЗОВ.

(На доске записаны ключевые слова).

1. Сила Лоренца.

2. Модуль силы Лоренца.

3. Правило Лоренца.

4. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.

(Учащиеся работают в группах без помощи учебников, оформляют письменный отчет) - 5-7 мин.

2.2.СВЯЗКА.

(Ключевых слов с темой урока).

1.Чему равен модуль силы Лоренца?

Особенности правила Ленца?

2.Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле?

2.3. РАБОТ ПО ГРУППАМ.

(По одному человеку от каждой группы на доске выписывают ответы на ключевые слова).

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
       
       
       
       

2.4. СРАВНИВАЕМ ОТВЕТЫ.

(Выявляются вопросы с одинаковым и разным суждением, но учителем ничего не исправляется) - 5-7 мин.

2.5. РАБОТА С КНИГОЙ.

Заполняем таблицу, внося в неё сжатую информацию, используя учебник стр.159 - 161 (15 мин).

V
знакомо
+
новое
-
думал иначе
?
не понял
       

(Учащиеся, заполняют таблицу, вносят исправления на доске).

Осталось что-нибудь не понятым? (ЗАЧИТАЙТЕ).

Ответьте на поставленные вопросы.

А теперь оцените свою работу на уроке, поставьте оценки.

Обращаю ваше внимание на следующее: направление силы Лоренца можно определить не только по правилу левой руки, но можно использовать правило правого винта (если ручку винта вращать от скорости положительного заряда по кратчайшему пути к магнитной индукции, то поступательное движение винта укажет направление силы Лоренца). На этом же рисунке для сравнения показываю направление силы Лоренца.

3. Закрепление.

Решим графические задачи, применяя известные нам правила: буравчика, Лоренца.

4. Домашнее задание.

По учебнику: Параграф 65 читать, отвечать на вопросы. С.№ 1084, 1094, 1097.

5. Итоги. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Что понравилось?
  • Какие знания и навыки приобрели?